В 1891 году в доме N19 по Рейтарской произошла встреча Чайковского с
композитором Лысенко. “Чайковский обнял Николая Витальевича и поздравил с
талантливым произведением”, — вспоминал впоследствии Михаил Старицкий
(речь об авторском исполнении оперы “Тарас Бульба”). Кстати,
основоположник украинской классической музыки, прожив в этом доме с 1888
по 1894 годы, создал такие оперные произведения, как
“Наталка-Полтавка”, “Тарас Бульба”, “Коза Дереза”, “Зима и весна” и др.,
написал ряд теоретических трудов по истории украинской народной музыки.
Любопытно, что на этой же улице, в доме N13, жил и племянник
Чайковского, внук известного декабриста — Юрий Давыдов. Именно он
способствовал открытию Киевской консерватории, а в 20-х годах прошлого
века организовал в собственной квартире оперную студию.
Звуки
кларнетов, скрипок, бандуры, виолончелей раздавались здесь повсюду. В
самом центре Ярославова Вала (в доме N15) размещалось элитное
Музыкально-драматическое училище имени Н. В. Лысенко, которым с 1904
года руководил сам автор “Наталки-Полтавки”. Преподавательскому составу
школы мог бы позавидовать самый престижный колледж в Европе. Класс
фортепиано возглавлял Лысенко, скрипки — Е. Вонсовская, сценического
искусства — М. Старицкая, пения — А. Мишуга.
Если с Ярославова
Вала по улице Олеся Гончара мы снова возвратимся на Рейтарскую, то
попадем в царство архитектурных сюрпризов. Прелюдией является угловое
здание (N31/16), эркер которого поддерживают два свирепых дракона. Чуть
дальше вас поразит трехэтажный дом (N22), похожий на венецианское
палаццо. Лепные украшения сталактитами свисают с фигурных карнизов, а
широкий балкон по центру сохранил очертания некогда бывшей здесь
надписи: “Общество скорой медицинской помощи”. И хотя Общество было
создано в 1901 году и имело уже несколько адресов, новое здание (арх. И.
Зекцер), возведенное в 1914 году, было универсальным.
Здесь —
как лечебные палаты и кабинеты врачей, так и управление Общества,
помещение клуба, казармы, конюшни (затем — гаражи для карет скорой
помощи) и даже две квартиры. Говорят, что зодчий, строивший здание,
попал под трамвай и скончался в этой же больнице. Учитывая, что
напротив, в доме N25, жил Михаил Булгаков, напрашивается мысль: не
послужил ли этот случай “прообразом” к эпизоду с Берлиозом в романе
“Мастер и Маргарита”?
Еще интересный факт. В 30-е годы прошлого
столетия, в период “трений” с советской властью, управдомом упомянутого
квартала на Рейтарской был архитектор Александр Вербицкий, автор
железнодорожного вокзала (1932), городских ж/д касс (1912) и нескольких
домов, в том числе N20 по ул. Рейтарской (1912). Здесь зодчий чувствовал
себя, как дома. И сегодня фасад в стиле рационального модерна
привлекает к себе внимание прохожих: лепные гирлянды цветов, вазы,
розетки и маскароны в виде женских голов вкраплены в массив здания,
словно “лирические отступления”. А угловая башня с остроконечным шпилем
хорошо перекликается с “рыцарской” башней на Ярославовом Валу, 1.
Блог о моих путешествиях по Украине и за ее пределами, где есть немного истории, легенд и мифов. Мои отзывы о кино и прочитанных книгах. Мысли вслух о личном - дети, семья, отношения.
07 мая 2021
Праобраз Берлиоза Булгаков нашел на Рейтарской
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
-
Мебельная фабрика братьев Кон (Якова и Иосифа) “дышала в затылок” лидеру. Она была организована в 1881 г. в местечке Радзивилов (ныне Р...
-
В субботу нас ждет праздник Ивана Купалы, будем плести венки, прыгать через костры и искать цвет папоротника. Кстати, ни разу не отмечал...
-
Центральный дом усадьбы находился примерно в ста метрах от Покровской церкви, сразу за нынешним домом № 5 по улице Стадионной (бывшим...
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий