16 июля 2019

Мебель для богатых (Часть 2)


Мебельная фабрика братьев Кон (Якова и Иосифа) “дышала в затылок” лидеру. Она была организована в 1881 г. в местечке Радзивилов (ныне Радивилов) на Волыни, но к началу ХХ в. предприятие обосновалось и в Киеве. В столице у него была производственная площадка по улице Ярославской на Подоле. Для торговли же братья выбрали самые заметные помещения. Одна из магазинных вывесок с надписью “Акционерное общество фабрик венской мебели Яков и Иосиф Кон” располагалась в центре Подола, в торговом помещении, принадлежавшем Братскому монастырю (оно потом было надстроено и теперь представляет собой один из корпусов университета “Киево-Могилянская академия”). Еще более фешенебельный магазин той же фирмы открылся опять-таки на Николаевской улице, в поражающем своей пышностью доме подрядчика Гинзбурга. Вполне возможно, что при выборе этого помещения фабриканты руководствовались не только красотой дома. Ведь основной поток посетителей магазинов направлялся на Николаевскую улицу с Крещатика, и при этом сначала они встречали вывеску братьев Кон, а уже потом — вывеску Кимаера.
Фирма “Братья Кон” тратила немалые суммы и на рекламные объявления. Свои магазины они, что называется, без ложной скромности именовали “первокласснейшими и грандиознейшими”, а среди продукции выделяли не только козырную “венскую мебель”, но также “английские кровати” и “американские письменные столы”.
Впрочем, по части громких рекламных акций можно привести еще немало примеров. Так, в 1913 г. на киевском рынке захотела утвердиться варшавская фирма стильной мебели “Щербинский и Ко”. Для своего магазина она выбрала красивый новый дом на улице Фундуклеевской (Богдана Хмельницкого), после чего в самой популярной городской газете “Киевская мысль” была помещена явно заказная статья под названием “Красавец Киев”. Начиналась она с общих слов о том, что “Киев вполне справедливо называется городом-красавцем. Этому прежде всего способствует его расположение. Эти горы, эти долы, усеянные красивыми домами, производят неотразимое впечатление”.
Но затем зашла речь конкретно о новом здании на Фундуклеевской и о деталях его оформления: “Обращают внимание строго стильные входные ворота, исполненные известной Варшавской фабрикой акц. общ. “З. Щербинский и К”. В этом доме открыт и магазин стильной мебели, являющийся киевским отделением упомянутой фабрики Щербинского. Фирма Щербинского решила, по-видимому, дать киевлянам художественные образцы мебели. Магазин фирмы Щербинского — своего рода выставка. Выставка изящной, очень ценной мебели. Колоссальный выбор всевозможной мебели превращает магазин в музей, где можно знакомиться с образцами мебели всех веков и поколений”.
Конечно, далеко не всем горожанам было по карману меблироваться в фирменных магазинах. Но даже со скудными средствами многие могли обзавестись неплохими предметами обстановки на так называемых “базарах случайных вещей” — иначе говоря, в комиссионных магазинах, где изящная мебель б/у шла буквально за гроши.
В мебельном бизнесе участвовали даже титулованные особы. С молодых лет Витольд Святополк-Четвертинский, представитель древнего княжеского рода, пристрастился к ажурным работам по дереву. В особенности его увлекала деревянная мозаика — изображения, составленные из разноцветных кусочков древесины. Вручную эта кропотливая работа требовала много времени, но, применив специальный пильный станок немецкого производства с ножным приводом, князь ускорил свой труд и к тому же намного улучшил качество изделий.
Со временем Его сиятельство настолько наловчился, что решил наладить выпуск мебели, украшенной мозаичными рисунками, на продажу. В своем имении (местечко Дашев Киевской губернии — ныне Винницкая область) он в 1890-е гг. организовал мозаичную, столярную и токарную мастерскую. Четыре работника под наблюдением князя изготавливали искусно отделанные столики, бюро, буфеты и другие предметы. Мало того, что они пользовались спросом среди любителей изящного, — продукция мастерской Святополк-Четвертинского заслужила высокую оценку на различных экспозициях. К примеру, жюри Сельскохозяйственной и промышленной выставки 1897 г. в Киеве отметило сиятельного экспонента золотой медалью.
Еще в начале Первой мировой войны на окраине Киева, невдалеке от реки Лыбедь, были организованы мастерские по ремонту обозного хозяйства. В советское время это предприятие с примитивным оборудованием приспособили под выпуск тары и простенькой мебели. Производительность его была более чем скромной. Норма на одного работника в месяц составляла аж 12 стульев, а всего мастерские выпускали в месяц 200 стульев, 30 книжных шкафов и 35 письменных столов — главным образом для нужд военных учреждений. Впрочем, в 1923 г. маломощной фирме предоставили статус фабрики, да еще и присвоили ей имя красного комбрига Василия Боженко (очевидно, с учетом того, что “батько Боженко” до революции был рабочим-столяром).
Однако в период первой пятилетки, на рубеже 1920-1930-х гг., предприятие было расширено, оборудовано мощными механизмами. К 1932-му здесь трудилось свыше 1200 рабочих. Пятилетняя программа была выполнена за два с половиной года! Конечно, мебель “от Боженко”, рассчитанная на массового потребителя, мало чем напоминала высокохудожественные изделия от Кимаера, Кона или Щербинского. Но надо отметить, что определяющими тенденциями тогдашнего искусства были именно простота, конструктивность, отказ от традиционного декора. Стало быть, и в это время предметы отечественной мебели так или иначе отвечали мировым образцам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Топ-10 мест в Киеве, которые можно увидеть лишь на киноплёнке

Таксофон возле памятника Владимиру В 70-х годах это было, наверное, самое красивое в Киеве место для телефонного разговора. Практически кажд...