По этому поводу Александр Вертинский вспоминал: “Мы ходили в желтых
кофтах по Кузнецкому, в голову нам летели пустые бутылки оскорбленных
буржуев, и Володькина голова была мною спасена, ибо я ловил бутылки и
бросал их обратно в публику…” Все это происходило в Москве и Петербурге.
А что же случилось с Володькой в те памятные январские дни его
киевского приезда?
“Городской театр, 31 января. Последняя
стихобойня футуристов. В. Каменский “Я! Танго с коровами”. В. Маяковский
“Я! На флейтах водосточных труб!” Д. Бурлюк “Я! Доитель изнуренных
жаб”. Такие афиши были расклеены по всему городу, но… уже после отъезда
великих импровизаторов. Прибыв 28 января в Киев, футуристы сразу же
привлекли к себе внимание как внешностью, так и активными действиями.
Обедая в ресторане Роотса (в начале Крещатика), Маяковский заказал себе
борщ в перевернутую вверх дном тарелку и на замечание официанта, что это
невозможно, резко отреагировал: “А у нас в поэзии все возможно!”
Затем
состоялось выступление литераторов во 2-м городском театре (он
находился на месте входа на стадион “Динамо”). К потолку сцены был
подвешен вверх ножками рояль, а из-за кулис постоянно раздавался дикий
хохот. Футуристы читали “в один голос” свои стихотворения. И в
заключении Маяковский со свойственной ему прямотой назвал киевского
губернатора “лысой говядиной”. Естественно, пребывание в городе
“доителей изнуренных жаб” оказалось невозможным. Так, со скандалом,
началась слава великого пролетарского поэта.
О Лермонтове
киевляне знали только лишь по его произведениям. Сам юный корнет сюда
никогда не приезжал. Но в музее Академии на Подоле бережно хранилась
пальмовая ветвь, которая вдохновила поэта на стихотворение “Ветка
Палестины”, а стены интерьера Мариинского дворца были украшены
гравюрами, отображающими сюжет поэмы “Демон”. После того, как поэт был
убит на дуэли в возрасте 26 лет, в Киеве начали происходить странные
вещи. По вечерам на дорожках Царского сада, среди иллюминированных
кустов, стал появляться человек, одетый в длинный синий халат, усыпанный
золотыми звездами. Праздная публика с интересом поглядывала на
незнакомца, а те, кто узнавал его, испуганно шушукались и показывали на
него пальцами. Это был убийца Лермонтова, Мартынов, прибывший из
Пятигорска на лечение минеральными водами и находящийся под особым
наблюдением.
Что принудило амбициозного отставного майора так
резко сменить свою личину и перевоплотиться в загадочную романтическую
личность, окутанную “звездной” тайной? Возможно, заели угрызения
совести? Во всяком случае Мартынов своим необычным костюмом сумел
привлечь к себе внимание, вызвать интерес и даже пробудить некоторое
сочувствие.
Есть много приемов для создания собственного имиджа,
но первая заповедь — начинай всегда с внешнего вида. Этой простой
истиной пренебрег граф Лев Николаевич Толстой. Накануне приезда в Киев,
13 июня 1879 года, гениальный мыслитель записал в дневнике: “Киев очень
притягивает меня”. Буквально на следующий день, находясь в “русском
Иерусалиме”, Толстой отправляет своей жене такое письмо: “Все утро, до
трех, ходил по соборам, пещерам, монахам и очень недоволен поездкой. Не
стоило того… В семь пошел опять в Лавру, к схимнику Антонию, и нашел
мало поучительного”. (14.06.1879).
Что же случилось? Чем
объяснить такой диссонанс в мировоззрении писателя? Следует сказать, что
у Толстого уже был инцидент с монахами, когда он посетил Оптину
пустынь. В длиннополой крестьянской блузе, подпоясанной веревкой, в
запыленных лаптях и с деревянным посохом в руке, граф появился на пороге
монастырской гостиницы, но привратник его не пропустил. Загадку
киевского “прокола” следует искать в архивах. В записках Маковецкого,
личного доктора писателя, находим информацию о приезде в 1907 году в
Ясную Поляну известного художника Нестерова: “За чаем на террасе Лев
Николаевич говорил Нестеровым о Киево-Печерской лавре и о монахах
(Нестеров живет теперь в Киеве). Лев Николаевич хорошо знает Лавру”. А
что же говорит Нестеров? Открываем книгу воспоминаний “Давние годы” и
читаем о пребывании Толстого в Киеве: “Одетый простым богомольцем, в
Лавре пришел он к старцу с намерением поговорить с ним о вере. Тот,
занятый другими богомольцами, не подозревал, что к нему обращается
знаменитый писатель, ответил: “Некогда, некогда, ступай с Богом”. Так
неудачно кончилась попытка Толстого побеседовать о вере…”
Отсюда,
очевидно, и скупые строчки, адресованные Софье Андреевне: “Очень
недоволен поездкой… Нашел мало поучительного”. Хотя поучиться было чему.
Как гласит народная мудрость, встречают по одежке, а провожают по уму.
Бывало,
знаменитости не желали, чтобы поклонники узнавали их в лицо. Так Федор
Иванович Шаляпин в апреле 1906 года еще на подступах к зданию
“Гиппо-Палас” на улице Николаевской (сейчас — Городецкого), где должен
был состояться его концерт, увидел густую толпу народа, запрудившую весь
прилегающий квартал. Певцу пришлось через верхний этаж гостиницы
“Континенталь” опускаться на крышу цирка, а оттуда через чердачное окно
уже пробираться на сцену. Этим экстравагантным поступком непревзойденный
Мефистофель заставил говорить о себе как о человеке, способном
преодолеть любые преграды.
Блог о моих путешествиях по Украине и за ее пределами, где есть немного истории, легенд и мифов. Мои отзывы о кино и прочитанных книгах. Мысли вслух о личном - дети, семья, отношения.
30 июля 2021
Киевские странности
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
-
Мебельная фабрика братьев Кон (Якова и Иосифа) “дышала в затылок” лидеру. Она была организована в 1881 г. в местечке Радзивилов (ныне Р...
-
В субботу нас ждет праздник Ивана Купалы, будем плести венки, прыгать через костры и искать цвет папоротника. Кстати, ни разу не отмечал...
-
Центральный дом усадьбы находился примерно в ста метрах от Покровской церкви, сразу за нынешним домом № 5 по улице Стадионной (бывшим...
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий