Институт благородных девиц
Очень большой проблемой в Российской империи был вопрос женского образования. Долгое время вопрос об университетском образовании для женщин даже не ставился. Однако, первой ласточкой для киевлянок стало учреждение в 1838 г. в Киеве Института благородных девиц. Несмотря на громкое название, он представлял собой обычную среднюю школу с шестилетним курсом обучения. Сюда принимали девочек в возрасте от 10 до 13 лет из дворянских семей. В программе института отмечалось, что «главной целью образования» женского является «приобретение сведений не столь ученых, сколько общих, энциклопедических», полезных в домашнем быту. Большое внимание уделялось иностранным языкам, музыке, танцам, рукоделию, светским манерам.
В 1830-50-х гг. в институте обучалось от 120 до 200 девочек. Плата за обучение была высокой, 300-350 рублей в год. Система воспитания «институток» строилась на определенных патриархальных традициях. Не случайно для многих выпускниц институт оставался в памяти своеобразным местом заточения. «…– Чи бачиш, Ольго, наш інститут? спитала Катерина. Задумана Ольга підвела голову й глянула на інститут, чорний та темний, з темними рядками вікон, темніший од самої ночі. – Які ми щасливі, що не виглядаємо з тієї тюрми, а вже вільно тут гуляємо, як усі люди! – сказала Катерина, і справді повна щастям волі між вольними людьми. – Подумай собі, Ольго, якби ми оце сиділи за тими чорними вікнами й темними стінами!.. Їм обом заманулось пристати до того гурту, весело побалакать, пожартувать, але інститутська наука маркіз паралізувала їх душі, придавлювала молоду потребу молодого серця і все наводила на їх думку про інститутську дисципліну…» – с таким настроением расставались с Киевским Институтом благородных девиц его питомицы из повести Ивана Нечуя-Левицкого «Хмари».
Преподавали в институте преимущественно профессора Киевского университета и Киевской духовной академии – в частности, Н. Х. Бунге, В. Я. Шульгин. Выпускницей Института благородных девиц была известная украинская певица Н. Забела (Забила).
В 1832-1842 гг. специально для института по проекту архитектора В. Беретти было выстроено огромное здание по улице Институтской, № 1-3. В советское время в помещениях бывшего Института благородных девиц размещались киевские спецслужбы, а в подвалах института в 1930-х годах расстреливали репрессированных киевлян (до сих пор эти застенки среди пожилых киевлян именуются не иначе, как «подвалы Мехлиса»).
Высшие женские курсы (Университет святой княгини Ольги)
«Из города Киева, из логова змиева я взял не жену, а колдунью…» – так писал Николай Гумилев об Анне Ахматовой. Видимо, женщина, которую любящий мужчина называл колдуньей, вряд ли могла быть патриархальной воспитанницей Института благородных девиц – институткой. Для женщин, которые на рубеже веков активно боролись за свое место в общественной жизни, необходимы были высшие учебные заведения нового типа, каковыми в Киеве стали так называемые Высшие женские курсы. Судьба «женских университетов» в Российской империи была нелегкой. В частности, киевские курсы возникли в 1878 году, но в конце 1880-х гг. они были закрыты и возродились в нашем городе лишь в 1906 году, получив полуофициальное название Университета святой княгини Ольги (по аналогии с Университетом святого князя Владимира). Курс обучения строился по образцу университетских программ, преподавали на Высших женских курсах те же профессора, что и в университете. Первоначально курсы ставили перед собой цель подготовить высококвалифицированных педагогических работниц, но позже на курсах действовало уже четыре факультета, обеспечивавших широкую теоретическую и практическую подготовку женщин для участия в разных сферах общественной жизни (существовали физико-математический, историко-филологический, юридический и коммерческий факультеты). Кстати, именно на юридическом факультете Высших женских курсов получала образование в 1908-1909 гг. Анна Андреевна Горенко, ставшая впоследствии великой русской поэтессой Анной Ахматовой.
Курсы, следуя старой киевской традиции, долго не имели собственного помещения и занятия проводились вначале в арендованных частных домах. Затем курсы приобрели здание по ул. Фундуклеевской, № 51 (ныне – ул. Богдана Хмельницкого), а в 1911-1913 гг. для Университета святой княгини Ольги по проекту архитектора А.Кобелева было построено огромное здание под № 55 на улице Малой Владимирской (ныне – Чкалова). Новый храм науки был спроектирован в стиле неоклассицизма, а фронтон здания до сих пор украшает огромная голова Афины Паллады, богини мудрости, покровительницы наук, знаний, ремесел и искусства. Эта аллегория служила символом новой роли, которую должна была играть женщина в тогдашнем обществе. Однако, после прихода к власти большевиков женские курсы были ликвидированы, а в их помещении располагались советские учреждения, в том числе некоторое время бывший университет был резиденцией трибунала Киевского военного округа. Ныне в этом здании находится Министерство по чрезвычайным ситуациям Украины.
Фребелевские курсы (Фребелевский педагогический институт)
Это высшее учебное заведение было основано в 1908 году при обществе, получившем свое название в честь немецкого педагога, теоретика и практика дошкольного воспитания Ф. Фребеля. Институт готовил воспитательниц детей дошкольного возраста, а фундаментальный курс обучения продолжался три года. Студенткам преподавали биологию и физиологию человека, психологию, общую гигиену, педагогику, детскую литературу, игры, ручной труд. При институте действовали многочисленные педагогические лаборатории и детские сады, в которых студентки могли пройти практическую подготовку работы с детьми.
Некоторое время Фребелевские курсы действовали по ул. Большой Житомирской, № 34, а с 1914 года переехали на ул. Фундуклеевскую, № 51, где до этого располагались Высшие женские курсы.
Фребелевский институт прекратил свое существование в 1920 году, когда его структуры были инкорпорированы и попали под суровый контроль Института народного образования. Тем не менее, очень многие советские и партийные работники предпочитали нанимать нянь и бонн-воспитательниц из числа бывших выпускниц курсов и института Фребелевского общества – те пользовались вполне заслуженной славой лучших воспитательниц для малолетних детей. Со временем эти мастера педагогики практически навсегда исчезли из повседневной жизни Киева, оставив после себя лишь иронично-ласкательное название – «фребелички», – которое надолго и не всегда по праву прицепилось ко всем выпускницам киевских педагогических вузов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий