06 июня 2019

О железнодорожном сервисе ушедшей эпохи (Часть 2)


В Киеве существовало агентство Международного общества спальных вагонов. Офис находился в доме №5 по Николаевской (архитектора Городецкого) улице, в помещении одной из лучших городских гостиниц. Это агентство производило продажу билетов по Киево-Воронежской, Киево-Полтавской и Киево-Московской железнодорожным линиям, также заблаговременную продажу спальных мест в международных вагонах, а кроме того, “выдачу билетов для круговых заграничных путешествий” и продавало билеты на пароходы Русского общества торговли и пароходства. 

А вот еще одна замечательная услуга. На Пушкинской, 18 и сегодня стоит довольно красивое здание, которое с момента его постройки принадлежит железной дороге, а до недавнего времени в нем размещались кассы предварительной продажи железнодорожных билетов. Киевляне старшего поколения наверняка помнят невообразимые давки у окошек касс. В летнюю пору, когда вокруг билетов творился неподдельный ажиотаж, у здания частенько дежурили кареты скорой помощи! Так вот, здесь в дореволюционные времена было Справочное бюро при Киевской городской станции Юго-Западных железных дорог. Служило оно “для выдачи справок пассажирам всех стран света о движении поездов и пароходов, и вообще, всех способов передвижения”. Справочное бюро выдавало справки устно и письменно, причем с предварительно оплаченными почтовыми расходами. В информации указывалось, что “справки выдаются на всех европейских языках бесплатно. Характер справок самый разнообразный, начиная с расписания поездов и кончая подробным описанием любого строящегося города в Канаде или Тасмании”. Замечу, что до появления Интернета было еще ой как далеко! Бюро работало по будням с 9 утра до 16 часов вечера, а по воскресным и праздничным дням только до полудня.
При железнодорожном вокзале “Киев пассажирский” имелось собственное почтовое отделение. Оно принимало заказную корреспонденцию ежедневно за полтора-два часа до отхода каждого поезда. С почтовыми поездами также ежедневно можно было отправить денежные и ценные пакеты, узлы и посылки. Простая и заказная корреспонденция, а также газеты отправлялись с каждым пассажирским поездом. Из центральной почтовой конторы, располагавшейся на Крещатике, за час до отхода любого поезда доставлялась принятая там корреспонденция. Во время навигации подобную услугу брали на себя и пароходы, направлявшиеся в Ржищев, Переяслав, Канев, Чернобыль и Остер. 
В Киеве была установлена обязательная доставка на дом денег и посылок, в том числе и из привокзального почтового отделения. На дом доставлялись пакеты, переводы и частные посылки весом до одного пуда и на сумму не более 500 рублей за каждое отправление, а также корреспонденция, оплачиваемая при получении (наложенный платеж). За каждый пакет, перевод и заказное письмо взималось по 10 копеек, а за посылки весом до пуда — 20 копеек. Учтите, что выдача всей этой почты осуществлялась исключительно лично адресату, и при этом только грамотному! Вот как правила регулировали спорные вопросы: “Если адресат не пожелал принять отправления, подлежащие обязательной доставке на дом, то почтальон оставляет в квартире адресата повестку, а затем отправление выдается уже из почтового учреждения по предъявлению повестки общеустановленным порядком, без взимания платы за производившуюся доставку. Кроме того, отправления вовсе не доставляются тем из обывателей Киева, которые подадут или опустят в почтовые ящики заявления и даже простые записки с указанием своего адреса о нежелании получать посылки на дому. Денежные пакеты и переводы выдаются на дому и лицу, уполномоченному адресатом на принятие таковых, для чего подается заявление в почтовую контору, с обозначением имени упомянутого лица и размера суммы, до каковой корреспонденция ему может быть выдаваема”. Как видим, всевозможные правила были порой мудреными, но в целом регламент препятствовал разгильдяйству — тому явлению, которое вовсю процветало в обществе периода развитого социализма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...