Владимирская
горка получила свое наименование после 27 сентября 1853 года (раньше она
называлась Михайловской). Именно в этот исторический день состоялось освящение
памятника Крестителю Руси и торжественное открытие Николаевского Цепного моста.
Вот только прекрасный монумент Владимиру “здравствует” поныне, а уникального
инженерного сооружения уже давно нет.
Как же выглядел каменный гигант, соединивший воедино два днепровских берега? Николаевский мост был единственным в мире шестипролетным переходом через водное пространство. 776 метров мостового полотна весили около 100 000 пудов, а одно звено цепи — 12 пудов, то есть 192 кг. Из кирпича на пяти быках, облицованных гранитом, возвышались пышные порталы в виде полукруглых арок с башнями в стиле английской готики.
Лучшего въезда в Киев нельзя было и придумать. Французы сравнивали его с Триумфальной аркой в Париже, а гордые венгры признавали его превосходство над великолепным Цепным мостом через Дунай в Будапеште. Чувствовали себя, как дома, и гости из Питера: в полночь средняя часть моста разводилась и сквозь нее, как на Неве, проходили многочисленные мачтовые суда.
Английский инженер Чарльз Виньоль… Его проект по строительству киевского моста еще в середине 40-х годов был внимательно изучен и скорректирован отечественными специалистами, а после утверждения плана сооружения императором Николаем І 30 августа 1848 года состоялась закладка нового моста в районе впадения речки Черторой в русло Днепра, как раз напротив Аскольдовой могилы. Вскоре в Англии закончили изготовление металлических конструкций, которые были доставлены морем в Одессу на 16 кораблях. Чумаки погрузили их на подводы, запряженные волами, и доставили в Киев. Все эти перевозки, изготовление деталей, строительство моста и его оформление обошлось государству в 3,5 млн. рублей.
О том, как возводился Цепной мост, подробно рассказывает в повести
“Запечатленный ангел” Николай Лесков. А вот о торжественном открытии сооружения
и связанных с ним пышных торжествах можно прочитать в другом произведении —
“Печерские антики”. Лесков настолько увлекается помпезностью, что допускает
существенные погрешности. Например, во время открытия Цепного моста ключевой
фигурой в его произведении выступает сам император Николай І. Документы же свидетельствуют, что царя в
тот момент в Киеве не было. Писатель рассказывает о романтическом случае, когда
один из рабочих перенес по только что натянутым на опоры цепям чудотворную
икону на другой берег. Но все происходило по-другому, в чем сам автор признался
через десять лет: “Такого происшествия в Киеве никогда не происходило, то есть
никакой иконы старовер не крал и по цепям через Днепр не переносил. А было
действительно только следующее: однажды, когда цепи были уже натянуты, один
калужский каменщик, по уполномочию от товарищей, сходил во время пасхальной
заутрени с киевского берега на черниговский по цепям, но не за иконою, а за
водкою, которая на той стороне Днепра продавалась тогда много дешевле”. Как же выглядел каменный гигант, соединивший воедино два днепровских берега? Николаевский мост был единственным в мире шестипролетным переходом через водное пространство. 776 метров мостового полотна весили около 100 000 пудов, а одно звено цепи — 12 пудов, то есть 192 кг. Из кирпича на пяти быках, облицованных гранитом, возвышались пышные порталы в виде полукруглых арок с башнями в стиле английской готики.
Лучшего въезда в Киев нельзя было и придумать. Французы сравнивали его с Триумфальной аркой в Париже, а гордые венгры признавали его превосходство над великолепным Цепным мостом через Дунай в Будапеште. Чувствовали себя, как дома, и гости из Питера: в полночь средняя часть моста разводилась и сквозь нее, как на Неве, проходили многочисленные мачтовые суда.
Английский инженер Чарльз Виньоль… Его проект по строительству киевского моста еще в середине 40-х годов был внимательно изучен и скорректирован отечественными специалистами, а после утверждения плана сооружения императором Николаем І 30 августа 1848 года состоялась закладка нового моста в районе впадения речки Черторой в русло Днепра, как раз напротив Аскольдовой могилы. Вскоре в Англии закончили изготовление металлических конструкций, которые были доставлены морем в Одессу на 16 кораблях. Чумаки погрузили их на подводы, запряженные волами, и доставили в Киев. Все эти перевозки, изготовление деталей, строительство моста и его оформление обошлось государству в 3,5 млн. рублей.
В 1920 году при отступлении из Киева мост взорвали белополяки. Через пять лет
по проекту Е. Патона мостовой переход был восстановлен, но его архитектура
навсегда лишилась величественных каменных арок с готическими башнями. Последнюю
точку в истории инженерного чуда поставила вторая мировая война. 18 сентября
1941 года, когда части Красной армии покидали Киев, все мосты через Днепр были
взорваны.
Если у вас возникнет желание ближе познакомиться с местом, где некогда находился прославленный архитектурный шедевр, придите на мост Метро, постойте у его перил и внимательно вглядитесь в воду. Вы обязательно увидите пять песчаных отмелей, на одной из которых хорошо сохранился фундамент каменного быка, украшавшего в прошлом величественное сооружение века. Рядом разбросаны массивные глыбы. Кстати, спрессованные ряды гранитных блоков, оставшихся после строительства Николаевского моста, вмонтированы в основание памятника Богдану Хмельницкому. Этих свидетелей истории можно даже потрогать руками.
Если у вас возникнет желание ближе познакомиться с местом, где некогда находился прославленный архитектурный шедевр, придите на мост Метро, постойте у его перил и внимательно вглядитесь в воду. Вы обязательно увидите пять песчаных отмелей, на одной из которых хорошо сохранился фундамент каменного быка, украшавшего в прошлом величественное сооружение века. Рядом разбросаны массивные глыбы. Кстати, спрессованные ряды гранитных блоков, оставшихся после строительства Николаевского моста, вмонтированы в основание памятника Богдану Хмельницкому. Этих свидетелей истории можно даже потрогать руками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий