07 июня 2019

О железнодорожном сервисе ушедшей эпохи (Часть 3)


Железнодорожный вокзал предоставлял и такую услугу, как “экспресс-подписка на русские и иностранные газеты и журналы”. Преимущество состояло в том, что получаемые привокзальной почтовой конторой издания намного ранее доставлялись подписчикам, так как направлялись обывателям незамедлительно, минуя главную почтовую контору. Желающие (разумеется, за дополнительную плату) осуществить экспресс-подписку должны были обращаться в отделение газетной экспедиции центральной почтовой конторы. Она находилась на Думской площади, во дворе гостиницы “Россия”. К слову, подписчики могли получать экспресс-почту непосредственно на железнодорожной станции спустя несколько минут после прибытия того или иного почтового поезда. Не мог обойтись вокзал и без телефона — незаменимого спутника сотен киевлян, быстро завоевавшего огромную популярность. Плата за переговоры в вокзальном телефонном отделении (равно как и во всех остальных) осуществлялась по единому тарифу “15 копеек за предоставление телефона каждому отдельному лицу для разговора с одним и тем же абонентом, в продолжении не свыше трех минут”. Плата вносилась “наперед” и обратно не возвращалась даже в том случае, если разговор не состоялся. О получении переговорной платы в обязательном порядке выдавалась квитанция. “По внесении платы за разговор по телефону и по заявлении дежурному по станции, с кем именно из абонентов желают переговорить, аппарат телефонной станции соединяется с аппаратом требуемого абонента и, по выполнении сего, лицо, желающее вести разговор, приглашается к телефону: с этого именно момента считаются три минуты, определенные для единичного разговора”, — гласила специальная инструкция. 
В ней же указывалось, что “в случае, если вызываемый переговорной станцией абонент был занят, лицу, желающему вести с ним разговор, предоставляется возможность обождать, пока требуемый им абонент освободится”. Если на станции находилось мало желающих произвести телефонные переговоры, по желанию звонящего в данный момент продолжительность разговора могли увеличить еще на три минуты, но, опять-таки, с непременной предоплатой.
Остается добавить, что Киевский железнодорожный узел был, впрочем, как и сейчас, крупнейшим в Европе. Именно поэтому служащие старались, даже в условиях отсутствия капитального здания вокзала, предоставлять пассажирам всевозможные удобства, естественно, в соответствии с “классностью” пассажира. Так, на вокзале имелись рестораны для пассажиров 1-го и 2-го классов, буфет для “третьеклассников”. Дежурил на вокзале и врач, было здесь и жандармское отделение. Здесь же можно было приобрести билеты на городской трамвай, дать телеграмму и сделать еще многое из того, что могло срочно понадобиться путешественнику. За долгие десятилетия советской власти в наполовину военизированной стране на передвижение по ее территории смотрели почти всегда как на осознанную необходимость, ведь львиную долю пассажиров составляли командированные и военные. Дорога за неимением надлежащего сервиса была для многих соотечественников каторгой, цены хотя и не кусались, но и не отвечали элементарным возможностям “железки” пригреть временного путешественника, для начала хотя бы напоить его настоящим чаем и уложить в свежевыстиранную постель. Но это уже совсем другая история.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...