23 января 2019

Киевские пассажи (Часть 1)


Период формирования главной улицы Киева — Крещатика — совпал с бурным развитием всей городской торговой и промышленной деятельности. Это, в свою очередь, определило “кредо” нашего собственного “Невского проспекта” прежде всего как торгового центра города. Начиная с 70-х годов XIX столетия, то есть во времена бурной каменной застройки Крещатика, здесь не возводилось ни одного здания, где бы не предусматривалось наличие множества торговых точек. Славился Крещатик и своей культурной миссией. В разные годы, начиная с XIX столетия, здесь находился первый в городе драматический театр, строился Еврейский театр. Имелись на Крещатике и Малый театр с его замечательными миниатюрными драматическими зарисовками, мелодекламацией и прочим, и Театр Красной Армии с традиционным для его репертуара “Гамлетом”, и Радиотеатр, и великолепный концертный зал Купеческого собрания, и несколько кинотеатров, и даже… зверинец. По поводу последнего вспоминал академик Виктор Чепелик: “На углу улицы Богдана Хмельницкого (в то время — Ленина) и Крещатика (там, где теперь Центральный универмаг) устроили зверинец. Запомнилась длинная железная ванна, установленная прямо напротив входа. В ней темной глыбой маячил в воде крокодил. В клетках истошно вопили обезьяны, вокруг витали весьма ощутимые запахи”. Так было до начала 30-х годов прошлого века. Затем здесь возвели Дом книги. Впрочем, творение архитектора Холостенко было… разобрано уже в следующем году, а на его месте по проекту Щусева архитекторы Фридман и Мецоян возвели ЦУМ.
 Во время возрождения Крещатика в послевоенные годы архитекторы Гомоляка и Жока достроили фасадную часть, выходящую на главную улицу, причем сделали это весьма корректно по отношению к первоначальному авторскому замыслу Алексея Щусева, зодчего, находившегося в фаворе у большевиков (автора Мавзолея Ленина, Казанского вокзала и наземного вестибюля станции метро “Комсомольская” в Москве, Троицкого собора в Почаевской лавре, Театра им. Алишера Навои в Ташкенте и многих других выдающихся произведений архитектуры). Неподалеку от этого места, там, где ныне проезд у правого крыла здания Киевского городского совета и Киевской городской администрации (Крещатик, 36), а также сооружение №34 с популярным посудным магазином, располагался некогда не менее известный Малый пассаж (так называемый пассаж Ждановского). Это было весьма ординарное архитектурное сооружение, но оно все же вносило некоторое разнообразие в сплошную застройку улицы. Выстроенный в 80-е годы XIX века, тогда еще просто Пассаж выделялся достаточно глубоким и широким курдонером. Поскольку эта часть Крещатика была торговой, здесь наблюдалось наибольшее скопление рекламных вывесок. Нумерация Малого пассажа сохранилась, как ни странно, хотя сегодня мы наблюдаем совершенно иной Крещатик. Благодаря старым фотографиям, открыткам и адресным книгам можно установить, что на первых этажах двух симметричных зданий пассажа размещались кинотеатр известного предпринимателя Шанцера, приспособленный под демонстрацию хроникального и новостийного кино, роскошный цветочный магазин Григорьева с “ежедневной доставкой свежайших цветов со всего мира и из собственных оранжерей”, “Торговля колониальными товарами Сергея Васильевича Перлова” (крупнейший магазин-филиал московского Торгового дома “Перлов и наследники”, где продавались чай “высшего сорта”, кофе “Любительский” “всегда свежей жарки”, кофейные суррогаты “своей фабрики” и какао “Голландский” “своей развески”, находился по адресу Крещатик, 20 в большом здании с сонмом различных магазинов), депо-магазин готового дамского, мужского и детского платья известного купца Мандля, ателье дамского портного Миндлина и портного Тарасова.
Обилие ателье по пошиву одежды и магазинов готового платья в Малом пассаже объясняется тем, что в здании находился офис Первого киевского товарищества закройщиков. Реклама красноречиво сообщала, что портные товарищества принимали заказы на пошив военного, гражданского и статского платья, указывала на низкие цены и скидки для господ студентов. В левом корпусе Малого пассажа существовала весьма ординарная гостиница, в торцевом здании — несколько мелких контор и квартир хозяев торговых заведений. Здания не отличались высокими архитектурными достоинствами. Вот что пишет историк Кирилл Третьяк: “Сама триповерхова будівля у формі типового для такого роду споруд курдонера не являла ніякої художньої цінності. Непотиньковані фасади обліпили “ширпотребні” прикраси, які виготовлялися на потоці київськими підприємцями для оздоблення міських новобудов. Так, найяскравіший зразок “архітектури київських підрядчиків” демонстрував перевагу комерційного зиску від приміщення над його естетичною красою”.
После революции здание Малого пассажа почти не изменило свой профиль. Здесь до самого начала оккупации Киева в 1941 году существовал популярный магазин головных уборов. Следует заметить, что “до исторического материализма” рядом с этим местом находился шикарный магазин шляп и цилиндров “Норма”. Национализированный кинотеатр Шанцера превратился в кинотеатр “Новости дня”, здесь же размещалась “Столовая национальных блюд”, аккурат в бывшем магазине Перлова. От торцевого здания специальная лестница вела посетителей на Пушкинскую улицу, что облегчало передвижение пешеходов по центру забитого легковыми автомобилями, полуторками, троллейбусами и гужевым транспортом города (хотя никакого сравнения с современностью здесь нет).
Судьба Малого пассажа оказалась трагичной, как и доля всего довоенного Крещатика. Осенью 1941 года он погиб в результате деятельности советских диверсантов. Этот квартал нашей главной улицы решили не восстанавливать. В нем уцелели лишь здание Главного универмага (теперь — ЦУМ) и прекрасное сооружение “Русского банка для внешней торговли”, выстроенное в 1913—1914 годах по проекту петербургского зодчего Лидваля (не мешало бы восстановить маскароны). Взамен сгоревшего пассажа в сталинско-хрущевские времена выстроили административный корпус, где теперь заседают “промышленники и предприниматели” независимой Украины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...