27 января 2019

Европейская площадь (Часть 2)


Дальнейшая история многострадальной площади не менее увлекательна. Постамент памятника Александру-Освободителю установившаяся в городе советская власть долгие годы (до середины 30-х годов прошлого века) использовала как элемент декоративного оформления входа в Пролетарский сад. На нем вывешивали афиши, рекламирующие кинематографические ленты, цирковые представления и прочее. В предвоенные годы на площади намечали поставить памятник-обелиск в ознаменование “Великой победы над польскими интервентами”. Но в 1936 году, аккурат перед принятием сталинской советской конституции на площади III Интернационала произошли существенные изменения. Постамент памятника Александру все-таки был разобран, вход в бывший Купеческий сад облагородили широкой лестницей, в центре которой установили памятник Иосифу Сталину. Перед ним устроили каскад фонтанов. Памятник был выполнен из бетона. Предполагалось, что когда появится возможность, его заменят бронзовым. Возможно, автором этого “временного” памятника вождю, разрушенного в годы немецко-фашистской оккупации, был скульптор Сергей Меркуров. Он же в 1947 году принял участие в закрытом конкурсе на создание Мемориального комплекса над Днепром, где центральными фигурами являлись, естественно, Ленин и Сталин, но затея - провалилась. 
Площадь III Интернационала все-таки еще в 1944 году была названа площадью Сталина. Это имя продержалось до 1961 года, когда в связи с развенчанием культа личности “лучшего друга киевлян” площадь обрела имя Ленинского комсомола. В Пионерском парке (в ста метрах от места, где стоял Сталин) в ходе подготовки к пресловутому празднованию 1500-летия Киева установили Арку дружбы. Злые языки нарекли ее “ярмом Украины”.
Уже в независимой Украине площади вернули ее респектабельное имя — Европейская. Правда, к тому времени еще старая власть разобрала здание бывшей одноименной гостиницы и выстроила взамен Музей Ленина, перекрещенный в Украинский дом при президенте Леониде Кравчуке. В хронологическом порядке все имена площади выглядят так: Конная — Театральная — Европейская — Царская — III Интернационала — Сталина —Ленинского комсомола — Европейская. Еще в народе эта площадь именовалась Ивановской (по имени фонтана), а немцы в годы оккупации назвали ее площадью Шевченко.
Эта многострадальная площадь не имеет единого архитектурного ансамбля. Каждое ее здание живет самостоятельной жизнью. Академик Виктор Чепелика, к сожалению, ныне покойный писал: “Площа має начебто трикутну форму з клумбою посередині. Домінують на ній дві споруди. Майже два десятиліття тут беззастережно панував готель “Дніпро”, споруджений за проектом Єлізарова і Чмутіної на початку 1960-х років у формах неофункціоналізму. Панельні конструкції дуже спрощують його обличчя, яке прикрашає лише гранітний портал з козирком…
Тепер на цьому майдані домінує (з 1980-х років) будинок музею Леніна, спроектований групою київських архітекторів під керівництвом Гопкала, нині — Український дім, типовий приклад архітектури нового неокласицизму постмодерністичного періоду. Половину периметра, увінчаного невисоким циліндром кубоподібного об’єму, оперізують світлі пілони, між якими над головами відвідувачів загрозливо висять плити. Ця тема нагадує гільйотини часів Великої французької революції. Оскільки між останньою і російською революціями саме це було споріднюючим, то образ музею присвяченого керманичу більшовизму, раптом ставав глибоко змістовним і символічним. Проте Гопкало вважав, що ці плити, нависаючи над головою, нагадують українські вишивані рушники, на які вони не дуже схожі (бо нема на них, слава Богу, вишивань). Проте ідея автора пасує сьогоденній назві будинку”.
Как-то обособленно смотрится на площади эффектное здание бывшего Купеческого собрания, ныне тактично отреставрированное помещение филармонии, — яркий образец архитектуры неоренессансного барокко, чудом сохранившееся и пережившее многие акты театра абсурда, исполненные на этой площади, ведь после 1917 года в бывшем Купеческом собрании, постоянно сменяя друг друга, располагались Пролетарский дом искусств, Дом коммунистического воспитания и образования, клуб пролетариев “Большевик”, городской Дворец пионеров и, наконец, филармония… 
Своего яркого и в хорошем смысле неповторимого оригинального лица Европейская площадь не имеет именно по причине своей схоластики. Все здания абсолютно разностилевые, так что новым архитекторам здесь есть где развернуться. Многострадальная площадь так и не сформировалась в единый ансамбль. Мешали этому как идеологические мотивы (вспомним, сколько памятников здесь успело и не успело состояться), так и экономические причины. Город, постепенно превращаясь в “европейский”, вначале отказался от ампирных произведений, родившихся на площади. Позднее, казалось бы, ансамбль площади вырисовался в общих чертах, ожидая новых тактично выстроенных рядом зданий. Особенно, когда на месте нынешней гостиницы “Дніпро” вырос огромный красивый комплекс так называемого Дома Славянского, сгоревшего в годы Второй мировой войны. Но события 50—80-х годов ХХ столетия разрушили даже то немногое (кроме здания Купеческого собрания), что еще хоть как-то напоминало о намечавшемся было архитектурном единстве площади.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...