24 января 2019

Киевские пассажи (Часть 2)


В 1913—1914 годах по проекту крупного петербургского архитектора Андреева на средства богатейшего страхового общества “Россія” был выстроен в стиле неоклассицизма огромный комплекс зданий, в которых имелись просторные доходные квартиры, торговые заведения, конторы и офисы (Крещатик, 15). К сожалению, этот впечатляющий градостроительный ансамбль не состоялся во всей своей красе и величии. Первая мировая война помешала достроить фасадную часть, выходящую на Крещатик, а революция и гражданская война — все остальное. Существовал даже проект установки огромной стеклянной крыши — весьма сложной инженерной конструкции. В Большом пассаже, как стали величать его киевляне, чтобы отличать от Малого пассажа, под магазины на первых и местами — втором этажах были спроектированы великолепные помещения с огромными окнами арочного типа. Как следует “обжить” этот пассаж купцам и торговцам не удалось по изложенным выше причинам. В Музее истории Киева сохранилась весьма интересная фотография, где изображен довоенный пассаж, вполне патриархальный и уютный. Вместо автомобилей здесь главенствуют дети, не забыты и деревья, дающие в “каменном мешке” кислород, прохладу и тень. Корпуса Большого пассажа пострадали во время оккупации Киева в 1941—1943 годах.
После войны пассаж решили реконструировать, хотя была и идея ликвидировать его вовсе. Его все-таки достроили; по проектам архитекторов Созанского и Малиновского установили фасадную арку, выходящую на Крещатик, “упорядочили” путем сноса деревьев проезжую часть. Около трех десятилетий в пассаже размещалась популярная в городе “Аптека матери и ребенка”. В ее витрине можно было увидеть огромных персонажей сказки Корнея Ивановича Чуковского о добром докторе Айболите. Здесь же в многочисленных помещениях существовали магазины “Детский мир”, большой двухэтажный книжный магазин детской и учебной литературой “Зміна” с огромными окнами на втором этаже, в которые мощно лились солнечные лучи, весело отражаясь на обложках книг. Теперь Большой пассаж, судя по “крутизне” магазинов, кафе и ресторанов, предназначен для очень обеспеченных киевлян и гостей. Он давно утратил свой особенный уют, став таким себе торгово-офисным монстром. Тротуары и проезжая часть Большого пассажа напоминают рядовым гражданам, “кто в доме хозяин”, хамством владельцев весьма крутых иномарок, чувствующих свою вольготность и, до поры до времени, безнаказанность.
Еще один пассаж сохранился до наших дней. Он находится на Большой Васильковской улице в доме №18. Его история также интересна некоторыми милыми подробностями.
По проекту гражданского инженера Максимова архитектор Трахтенберг выстроил на территории, практически примыкающей к Караваевской площади (ныне площадь Льва Толстого), здание с пассажем. Оно было освящено в 1911 году. Этот пассаж был спланирован в весьма неподходящем для строительства месте. Сказывался сложный рельеф участка. К тому же в десятые годы прошлого века каждый метр земли в этом, становившемся престижным, районе очень возрос в цене. Архитектор умело использовал недостатки, превратив их в достоинства. Так, хотя курдонер П-образного здания узкий и глубокий, однако под самим зданием были удачно спроектированы подвалы с достаточно большим количеством торговых и складских площадей. Кроме того, у здания имелась весьма просторная мансардная часть. В начале прошлого века все большее количество киевлян ратовало за продление Крещатика именно до Караваевской площади. Началось все еще в 1903 году. Дума отклонила предложение группы гласных, мотивируя это финансовыми трудностями (чтобы перевизировать паспорта и поменять таблички, требовались значительные внебюджетные средства). Кстати, это не мешало бы сделать хотя бы сегодня, ибо уж очень “куцый” наш главный проспект, а средства наверняка найдутся, хотя бы у владельцев торговых заведений, расположенных на этом участке Большой Васильковской улицы. Из-за предположений о том, что главная торговая и деловая магистраль будет продлена до Лыбедской части города, здесь начала селиться весьма зажиточная публика. В пассаже на Большой Васильковской улице имелись достаточно дорогие магазины по продаже ювелирных изделий, шуб и мехов, швейцарских часов, военного офицерского снаряжения. В этом торговом комплексе был и собственный “синематеатр” с весьма фривольным репертуаром кинолент. Чтобы не выглядеть бледно перед новым торговым комплексом, на этот пассаж стали равняться владельцы магазинов, расположенных на крутом участке Большой Васильковской улицы. Важной доминантой становилась и Мариинско-Благовещенская улица, главная авеню Нового Строения, на которой за короткое время появилось множество роскошных магазинов. Центр города обрастал элитными магазинами для утех одних и на зависть другим. Но вернемся в пассаж на Караваевской. Интересно, что его здание выстроено с элементами архитектуры позднего модерна, что можно обнаружить, внимательно всмотревшись в фасадную часть. Сегодня, как и в былые времена, пассаж используется по назначению. Имеются здесь и дорогие магазины, и не менее дорогие ресторации. Хозяевам этого комплекса можно лишь порекомендовать не шибко увлекаться блеском наружной рекламы. Материал, из которого она сделана, диссонирует с весьма изысканным архитектурным стилем пассажа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...