20 января 2020

Курортные поселки Киевщины (Часть 1)


Уплатив всего 24 копейки за проезд, и устроившись в вагоне одного из поездов Юго-Западной железной дороги, путник вскоре оказывался в милой сердцу провинции.
Кроме того, с мая по октябрь на этом участке курсировали и специальные дачные поезда. Интересно, что неподалеку от Боярского вокзала, Управление вышеназванных дорог, для развлечения дачников, по четвергам и воскресеньям устраивало бесплатные концерты, исполняемые железнодорожными оркестрами и хором.
Для лодочных прогулок боярских дачников существовал старинный пруд. Для любителей поплавать, в версте от первого, в прекрасном лесу, еще не растасканном на дрова, предприниматели устроили новый пруд. Дополняло удовольствие отдыхающих и «кумысно-кефирное заведение», так что недостатка в прохладном и целебном йогурте дачники не испытывали.
Прекрасный сосновый лес, тянущийся по всей длине дач, был показан «слабогрудым и легочным больным». Боярка приобрела значение климатической станции (курорта) не только для киевлян, но и привлекала иногородних, благодаря умеренным ценам на жилье. В 1913 году 3-х комнатные дачи сдавались здесь за 150 рублей в сезон. В Боярском лесу имелась «Санатория Общества подания помощи бедным чахоточным евреям города Киева» с десятью корпусами.
Одной из поэтических местностей Боярки была «Надсонова долина», обязанная своим названием поэту С. Я. Надсону, который, в окружении дачной молодежи провел здесь последние дни своей земной жизни.
Ниже, чем в Боярке, были цены на дачи, расположенные в соседней Будаевке. Здесь было много простора, больше тишины и покоя, хороший целебный воздух. Дачи эти, между-прочим, существовали в окружении крестьянских дворов, а значит здоровая еда за доступную цену всегда было «под рукой». Интересны народные ориентиры дачных участков, как то: Будаевка от пруда, Будаевка к мосту, Будаевка — пески, Будаевка — Набережная…
Вторым по популярности дачным поселком (после Боярки) был новорожденный Святошин. Более того, незадолго до начала Первой Мировой войны он стал по сути — первым.
Чтобы добраться сюда, можно было воспользоваться почти дармовыми услугами Городской электрической железной дороги, то есть  - трамвая. За проезд от Триумфальных ворот (пересечение нынешних проспектов Воздухофлотского и Победы) и аж до самого отдаленного участка поселка уплачивалось 20 копеек. При этом вагоновожатые подавали дамам «ручку», были предельно вежливы, знали иностранные языки. Кстати, трамвай курсировал в летний период неустанно. Каждые 15 минут подавались вагоны, увозившие отдыхающих и их гостей не за тридевять земель, а всего-навсего, за восемь верст от шумного Киева в тень сосновых лесов, к прохладе зеркальных прудов, в чудесный мир загородного существования.
«Езда продолжается около 35 минут. Вагоны Киево-Святошинского трамвая очень удобны и изящны на вид, имеют плавный и свободный ход и от конечных пунктов отходят через каждую четверть часа», указывалось в «Спутнике по Киеву» С. М. Богуславского, изданном в 1913 году. Проезд по Киево-Ковельской ветви обходился на шесть копеек дешевле, но в этом случае приходилось выходить из вагона на Первой просеке, т.е. в самом начале дач, тогда как трамвай доходил до Пятой просеки Святошинского леса, т. е., прибывал в самый центр поселка, непосредственно ко входу в парк!
 Итак, чтобы отдохнуть«по-человечески», можно было махнуть в Ниццу или Баден-Баден, а можно было оказаться в самой настоящей пригородной «Санатории», что обходилось несравнимо дешевле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...