Уплатив всего 24 копейки
за проезд, и устроившись в вагоне одного из поездов Юго-Западной железной
дороги, путник вскоре оказывался в милой сердцу провинции.
Кроме того, с мая по
октябрь на этом участке курсировали и специальные дачные поезда. Интересно, что
неподалеку от Боярского вокзала, Управление вышеназванных дорог, для
развлечения дачников, по четвергам и воскресеньям устраивало бесплатные
концерты, исполняемые железнодорожными оркестрами и хором.
Для лодочных прогулок
боярских дачников существовал старинный пруд. Для любителей поплавать, в версте
от первого, в прекрасном лесу, еще не растасканном на дрова, предприниматели
устроили новый пруд. Дополняло удовольствие отдыхающих и «кумысно-кефирное
заведение», так что недостатка в прохладном и целебном йогурте дачники не
испытывали.
Прекрасный сосновый лес,
тянущийся по всей длине дач, был показан «слабогрудым и легочным больным».
Боярка приобрела значение климатической станции (курорта) не только для
киевлян, но и привлекала иногородних, благодаря умеренным ценам на жилье. В
1913 году 3-х комнатные дачи сдавались здесь за 150 рублей в сезон. В Боярском
лесу имелась «Санатория Общества подания помощи бедным чахоточным евреям города
Киева» с десятью корпусами.
Одной из поэтических
местностей Боярки была «Надсонова долина», обязанная своим названием поэту С.
Я. Надсону, который, в окружении дачной молодежи провел здесь последние дни
своей земной жизни.
Ниже, чем в Боярке, были
цены на дачи, расположенные в соседней Будаевке. Здесь было много простора,
больше тишины и покоя, хороший целебный воздух. Дачи эти, между-прочим,
существовали в окружении крестьянских дворов, а значит здоровая еда за
доступную цену всегда было «под рукой». Интересны народные ориентиры дачных
участков, как то: Будаевка от пруда, Будаевка к мосту, Будаевка — пески,
Будаевка — Набережная…
Вторым по популярности
дачным поселком (после Боярки) был новорожденный Святошин. Более того,
незадолго до начала Первой Мировой войны он стал по сути — первым.
Чтобы добраться сюда,
можно было воспользоваться почти дармовыми услугами Городской электрической
железной дороги, то есть - трамвая. За
проезд от Триумфальных ворот (пересечение нынешних проспектов Воздухофлотского
и Победы) и аж до самого отдаленного участка поселка уплачивалось 20 копеек.
При этом вагоновожатые подавали дамам «ручку», были предельно вежливы, знали
иностранные языки. Кстати, трамвай курсировал в летний период неустанно. Каждые
15 минут подавались вагоны, увозившие отдыхающих и их гостей не за тридевять
земель, а всего-навсего, за восемь верст от шумного Киева в тень сосновых
лесов, к прохладе зеркальных прудов, в чудесный мир загородного существования.
«Езда
продолжается около 35 минут. Вагоны Киево-Святошинского трамвая очень удобны и
изящны на вид, имеют плавный и свободный ход и от конечных пунктов отходят
через каждую четверть часа»,
указывалось в «Спутнике по Киеву» С. М. Богуславского, изданном в 1913 году.
Проезд по Киево-Ковельской ветви обходился на шесть копеек дешевле, но в этом
случае приходилось выходить из вагона на Первой просеке, т.е. в самом начале
дач, тогда как трамвай доходил до Пятой просеки Святошинского леса, т. е.,
прибывал в самый центр поселка, непосредственно ко входу в парк!
Итак, чтобы отдохнуть«по-человечески», можно было махнуть в Ниццу или Баден-Баден, а можно было
оказаться в самой настоящей пригородной «Санатории», что обходилось несравнимо
дешевле.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий