Некогда на месте обители
находился большой сад, где любил уединяться для молитвы Преподобный
иеросхимонах Феофил, подвижник Киево-Китаевской пустыни (1853 г.). Содержателю
сада Иосифу Диковскому, который чтил Преподобного, подвижник предрек основание
здесь женского монастыря, чьей строительницей и правительницей будет
«царственная жена». Предсказание сбылось: основательницей обители стала Великая
княгиня Александра Петровна (1900 г.) — супруга брата императора Александра II
Великого князя Николая Николаевича. Дочь Петра Ольденбургского — сына сестры
императоров Николая I и Александра I, она родилась в Германии. Петр Георгиевич
был известен добротой и благотворительностью, в чем дочь походила на него. В
Российской империи Александра Петровна приняла Православие и также посвятила
себя благотворительной деятельности, созданию медицинских учреждений. В 1879 г.
княгиня получила тяжелую физическую травму и оказалась прикованной к постели.
Единственной радостью для страдалицы были чтение Псалтири и Иисусова молитва.
Путешествуя по святым местам, Александра Петровна подплывала к Афону, а в 1881
г. приехала поклониться святыням Печерской обители и осталась жить в Киеве.
В 1888 г. Великая княгиня
стала подыскивать в окрестностях города место для создания обители, в которой
сочетались бы молитва и благотворительность. Узнав об этом, дочь Диковского
Феодосия продала Александре Петровне тот самый сад, где молился Преподобный
Феофил. К тому времени Феодосия забыла о предсказании Преподобного и не
осознала, что исполняет слова старца, а вспомнив, рассказала все Великой
княгине. Та пришла в неописуемое изумление и отслужила на могиле Преподобного
Феофила панихиду (тогда Угодник еще не был причислен к лику Святых).
11 января 1889 г.
совершилось освящение места будущего монастыря: здесь были заложены домовая
церковь и покои княгини. Этот день и считается официальной датой основания
обители. Александра Петровна переехала сюда еще во время строительных работ.
Здесь, по молитве перед образом-списком с Почаевской иконы Божией Матери (дар
Почаевской Лавры отцу княгини), она получила исцеление и приняла тайный постриг
с именем Анастасии. Замысел княгини осуществился. В обители была создана целая
система благотворительных учреждений. Здесь действовали бесплатные аптека и
амбулатория (принимала в день до 500 больных всех вероисповеданий с разными
диагнозами), женская стационарная больница, церковно-приходская школа для
девочек, рукодельные мастерские, странноприимный дом (вмещал до 200 чел.),
приюты для вдов и девиц, желавших жить в монастыре не принимая пострига, для
сирот и бедных детей всех сословий, для хронически и неизлечимо больных женщин,
а также для слепых. Медицинские заведения обители отвечали последнему слову
тогдашней науки и техники. Именно здесь появился первый в Киеве рентгеновский
аппарат, обслуживавший не только монастырские, но и другие городские
медучреждения. Обязанности сестер милосердия выполняли в обители сами инокини.
Сама Великая княгиня, бывшая некогда ассистенткой знаменитого С. П. Боткина (1889
г.), помогала во время операций трудившимся в монастыре хирургам и выстаивала
при этом на больных ногах иногда до 6 часов. В обители работали лучшие киевские
врачи, в частности Д. Заболотный, впоследствии президент Академии Наук Украины.
Смертность среди пациентов монастыря составляла всего 4 процента. В обители
исцелялись и приходившие с верой к упоминавшейся Почаевской иконе Божией
Матери. С открытием в Киеве женских медицинских курсов будущие женщины-врачи
стали проходить практику в монастырской больнице.
В 1923 г. обитель была
упразднена, а осенью 1941 г. возродилась. С первых же дней сестры спасали от
разграбления медицинское оборудование, весной 1942 г. открылась амбулатория,
где киевские врачи, рискуя жизнью, выдавали фиктивные справки о болезнях и так
спасали советских граждан от вывоза на работы в Германию. Осенью 1943 г. линия
фронта приблизилась к Киеву, и монастырь попал в запретную зону. Монахини во
главе с игуменией отказались покинуть обитель невзирая на угрозы и приказы
фашистских властей. Закрывшись в сыром помещении под одним из храмов, инокини
40 дней, до самого освобождения Киева пробыли здесь с 300 гражданами,
скрывавшимися от преследования гитлеровцев. Сразу по приходе советских войск
обитель на собственные средства открыла на своей территории госпиталь для
раненых бойцов. С приходом первого полевого госпиталя монастырь передал
последнему все медоборудование, спасенное сестрами от вывоза в Германию.
Престольный храм,
сооруженный Великой княгиней, имеет приделы Святого Архистратига Михаила и
Преподобного Агапита Печерского (ранее соответственно Всех Святых и Святого
Пророка Илии). Восточнее церкви (в саду) находится могила самой инокини
Анастасии, а южнее — гигантский собор Святого Николая Мирликийского (1896-1911
гг.; эскизный проект принадлежит сыну Великой княгини Петру Романову, рабочие
чертежи — архитектору Николаеву, проектировавшему и престольную церковь;
крупнейший в Киеве храм, вмещает до 3 тыс. чел.; огромное внутреннее
пространство перекрыто арками по диагонали; разборка куполов в советское время
не лишила сооружение величия и завершенности) с боковыми приделами Преподобного
Сергия Радонежского (левый, ранее — Святого Апостола Петра и Святого Блаженного
Николая Новгородского) и Всех Святых (правый, ранее — Святой Великомученицы
Анастасии и Святой Праведной царицы Александры), а также нижним подземным
ярусом-храмом Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (боковые приделы: левый
— Святого Архистратига Михаила, правый — Преподобного Серафима Саровского).
Святыни: вышеупомянутая Почаевская икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой
Богородицы. Обитель принимает паломников. В приюте для них имеется склад вещей,
отданных сюда мирянами для раздачи неимущим. Действует богадельня для мирянок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий