Естественно, в этой
популярной местности возник обширный рынок. Владельцу базарной площади
вменялось производить ее ежедневную уборку и очистку. Интересны выдержки из
инструкции, многие пункты которой сколь свято соблюдались тогда, столь свято не
выполняются в наше сплошь и рядом «базарное» время:
«Места
приготовления, хранения и торговли съестными припасами ни в каком случае не
должны служить местом для жилья или спанья кого бы то ни было.
Мясные
лавки должны быть содержимы в полной опрятности. Стены, полки и столы должны
быть выкрашены белой масляной краской, а полы - желтой, причем в состав краски
не должны входить свинцовые соединения. Верхние доски столов, где
раскладывается разделанное мясо, покрываются цинковыми листами. Торговцы мясом
одеваются в холщовые балахоны с рукавами, но отнюдь не в передники без рукавов.
Как мясо вообще, так и телятина, не должны быть надуваемы для придания им лучшего
вида.
Молоко,
выпускаемое в продажу, должно быть чистым, без подмесей и не разбавленным
водой.
Посуда
и покрышки должны быть безукоризненной чистоты. Отпускать продукты разрешается
только в чистую оберточную бумагу. Пищевые продукты, признанные недопустимыми к
употреблению, уничтожаются после составления медико-полицейского протокола».
Между прочим, все
открытые в Святошине парикмахерские, бани, купальни и прачечные общественного
пользования подчинялись киевским правилам (установленным для населенного пункта
первого класса).
Дачники из «ранишнего»
времени прекрасно описаны Чеховым, Буниным, Куприным… Возможность узнать
подробности имеются у всякого, кто умеет читать и любит художественную
литературу.
Для тех, кто не совсем
знаком с постановкой дачного дела в годы советской власти, сообщу, что тогда
размеры участка не могли превышать шести соток, а высота домика — один этаж.
Регламентировалось количество высаженных на участке фруктовых деревьев.
Администрация имела право вырубить лишние деревья и кусты, либо требовать
уплаты специального налога, а то и штрафа. Имея специальное, одобренное
партийным и советским руководством, разрешение на содержание домашней живности
(определенное число курей, гусей, уток или свиней, коз, коров), хозяин участка
был обязан отчитываться «поштучно» за каждую из «особей».
Современный дачный бум в
котором роли первых скрипок исполняют «новые украинские», в большинстве своем
лишь бледное подобие прошлых времен. Имея огромные средства, на все тех же
шести сотках или прикупленных к ним еще шести, возводятся нелепые в
архитектурном отношении «дворцы-казематы». Некоторые откровенно напоминают
«тюремные замки». С чего бы это? Скученность зданий на участках столь велика,
что словно Кай и Герда, детишки хозяев новых дач могут ходить друг к другу в
гости через окна своих хоромин.
Мне остается с грустью
констатировать, что сегодня от былого курортно-санаторного поселка Святошин, от
Пущи-Водицы, дачной Старой и Новой Дарницы, а равно и от множества других
дореволюционных дачных селений Киева почти ничего не осталось.
Исчезли знакомые с
детства киевлянам среднего и старшего поколения святошинские «просеки». Жалкие
останки некогда добротных дач еще можно
увидеть в редком мелколесье, уцелевшем при строительстве мощного жилого
массива. Уничтожены фруктовые деревья, в частности, яблони, сливы, абрикосы и
вишни, многие из которых плодоносили до недавнего времени. Совсем, как у
Раневской получается! Срубили «Вишневый сад» под самый корень! Не способствуют
улучшению экологии гигант отечественного машиностроения завод «Красный
экскаватор» (а ведь вспомним, что строить в этой местности крупные промышленные
предприятия категорически запрещалось), и Авиационное производственное
объединение. Отнюдь не благообразный вид имеет рынок, организованный у станции метро
«Святошин».
В «ничейном» лесу,
примыкающему к массиву, мусора, оставленного современными «господами»
отдыхающими больше, чем самих деревьев. Здесь в пору строить завод по
утилизации мусора и прочих отходов. Озера и речка этой некогда престижной дачной
местности нынче просто в ужасающем состоянии. Похожая ситуация и в дачной
местности Пуща-Водица. Создается впечатление, что многие из современников живут
по принципу «после нас — хоть Потоп!». Очень хочется надеяться, что придет
время, когда появятся на нашей киевской земле люди, которые станут наконец-то
бережно относиться к природе!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий