Из окон дома (на
ул. Владимирской, 7), где жил Нечуй-Левицкий, хорошо просматривались как
Десятинная, так и Андреевская церкви. Один из рассказов писателя начинается
так: «Смотрю я в окно, за Десятинной церковью небо с легкими облачками
пожелтело, засияло чудесными яркими желтыми красками. Я поскорее вышел из
своего жилища и быстро зашагал по Трехсвятительской улице» (1910). В точке
слияния Андреевского спуска и улицы Трехсвятительской (ныне Десятинная) и
начиналась Владимирская улица.
Фасадом на Владимирскую выходит дом по улице Десятинной, 14, на котором установлена мемориальная доска художнику Михаилу Врубелю. С 1886 по 1889 год в здании с видом на Днепр размещалась мастерская профессора живописи Владимира Орловского. Врубель нанял помещение и был безмерно счастлив. Здесь он творил «подпитываясь аурой» седого Славутича. На барельефе рядом с портретом художника изображены два профиля — мужской и женский. Кого же запечатлел в граните известный скульптор Иван Кавалеридзе? Демона и царицу Тамару? Или же Гамлета и Офелию? Ведь над этими персонажами Лермонтова и Шекспира художник работал в Киеве при создании книжных иллюстраций. Проанализировав цикл врубелевских набросков, склоняемся больше к первому ответу.
Архитектурной «изюминкой» в начальном квартале улицы Владимирской можно назвать
здание Центрального телеграфа (№10), построенное в неороссийском стиле в 1911
году для киевской конторы Крестьянского и Дворянского земельных банков.
Архитектор Александр Кобелев (кстати, и автор здания Национального банка) на
этот раз обратился к истокам отечественной истории. Его каменное творение
напоминает древний княжий терем с высокой башней, фронтоном-«кокошником» (не
сохранился) и старинной брамой при въезде во двор. Единственный балкон дома до
недавнего времени был украшен барельефами древнерусских воинов со щитами, но
теперь их почему-то убрали. В целом здание сохранило дух и традиции этой
исторической местности.Фасадом на Владимирскую выходит дом по улице Десятинной, 14, на котором установлена мемориальная доска художнику Михаилу Врубелю. С 1886 по 1889 год в здании с видом на Днепр размещалась мастерская профессора живописи Владимира Орловского. Врубель нанял помещение и был безмерно счастлив. Здесь он творил «подпитываясь аурой» седого Славутича. На барельефе рядом с портретом художника изображены два профиля — мужской и женский. Кого же запечатлел в граните известный скульптор Иван Кавалеридзе? Демона и царицу Тамару? Или же Гамлета и Офелию? Ведь над этими персонажами Лермонтова и Шекспира художник работал в Киеве при создании книжных иллюстраций. Проанализировав цикл врубелевских набросков, склоняемся больше к первому ответу.
А вот дом с аптекой напротив, или, как его называли — «дом Лаппо» (№11)
знаменитый своим преклонным возрастом (один из первых каменных особняков на
этом участке улицы) и… веселыми вечеринками местной творческой элиты. С 1891 по
1896 год здесь жил известный искусствовед, профессор Андриан Прахов. И
собирались у него на «чашку чая» киевские художники, литераторы, ученые.
Особенно частыми гостями были «соборяне» (живописцы, оформляющие интерьер
Владимирского собора). Михаил Нестеров вспоминал: «Праховское гостеприимство
подкупало тогда многих. За самоваром сидела, разливая чай, девушка лет
шестнадцати-семнадцати. Она как-то просто, как давняя-давняя знакомая посадила
меня рядом с собой и предложила чаю, и сразу я почувствовал себя легко и
страшно приятно».
Видимо, этот жест «привлекательной Лели» (Елены Праховой) и повлиял на творческие планы Нестерова. Художник воплощает черты девушки в образе Святой великомученицы Варвары, что вылилось, по его словам, в «самую большую неприятность за все время росписей во Владимирском соборе». Дело в том, что великосветские дамы отказались «молиться на Лельку Прахову». Художник переписывает лицо, но сходство с оригиналом остается.
Видимо, этот жест «привлекательной Лели» (Елены Праховой) и повлиял на творческие планы Нестерова. Художник воплощает черты девушки в образе Святой великомученицы Варвары, что вылилось, по его словам, в «самую большую неприятность за все время росписей во Владимирском соборе». Дело в том, что великосветские дамы отказались «молиться на Лельку Прахову». Художник переписывает лицо, но сходство с оригиналом остается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий