23 января 2020

Курортные поселки Киевщины (Часть 4)


Итак, чтобы быть полноценным дачевладельцем («святошинцем» и не только), сто лет назад, требовалось соблюдение Обязательного санитарного постановления, фрагменты которого (возможно, весьма ценные для современных дачников), приводятся ниже. Строго регламентированная «обыденность», спасала тогдашнее общество от всевозможных, свойственных нашей эпохе «беззаконий мелкого масштаба».
«Дачевладельцы обязаны содержать в чистоте прилегающую к их дачам половину улицы и не выбрасывать на них никаких гниющих предметов, как-то: трупов животных, гнилого мяса, рыбы и т.п., а также навоза и мусора.
Выравнивание улиц в роде засыпки промоин, может производиться только с разрешения санитарных попечителей.
Воспрещается выпасать и вообще оставлять бродить по улицам скот. Бродячий скот может быть арестован владельцем усадьбы, подле которой будет найден.
На улицах и шоссе, лежащих в районе дачных поселков запрещается останавливаться для ночлега приезжающим подводам…
Вывозимый мусор не должен быть рассыпаем по дороге. Сжигание мусора в усадьбах допускается или ранней весной или же по окончании дачного сезона не ранее сентября».
Эти правила дополнялись новыми жесткими пунктами по мере того, как Святошин все более превращался в курорт. Климат Святошинского леса, по мнению известных светил медицинской науки имел целебную силу. Знаменитый терапевт Феофил Гаврилович Яновский рекомендовал селиться здесь легочным больным и сердечникам. Правда, цены за престижные участки «кусались», а поэтому, хозяевами местных дач становились прежде всего обеспеченные семейства города.
Очень метко подметил Осип Мандельштам основное занятие самых почетных жильцов шикарных загородных особняков, «где однодумы-генералы свой коротают век усталый, читая «Ниву» и Дюма. Особняки, а не дома».

А вот информация, адресованная любителям быстрой езды. В начале прошлого века скорость движения автомобилей в пределах населенных мест Киевского уезда не могла превышать 5 верст в час на оживленных улицах и 10 верст на второстепенных. Каждый автомобиль имел металлические ярлыки с обозначением номера. Уездная Управа взимала за это удовольствие 10 рублей в год. Кроме того, во время езды вечером, предписывалось, чтобы на автомобиле были зажжены фонари: два спереди и один сзади, освещающий номер. При этом передний левый фонарь снабжался зеленым стеклом (совсем как на фюзеляже современного авиалайнера). Следовало принимать все меры, чтобы лошади не пугались автомобиля, подавать сигналы при приближении к перекресткам и перед всеми крутыми поворотами. За невыполнение этих требований владельцы автомобилей подвергались штрафу в три тысячи рублей (сумма просто фантастическая), а водители — аресту на три месяца с лишением права управления транспортным средством.
В начале ХХ века страна пережила «велосипедный бум». Хотя самый недорогой велосипед стоил 75 рублей, а значит, приобрести его могли далеко не все, тем не менее, специализированные магазины выдавали «двухколесного коня» во временное пользование всем желающим лицам старше 12-ти лет за очень умеренную плату. А поэтому седлали его и гимназисты, и уважаемые дамы, и состоятельные господа.
Велосипедисты, которые поначалу вели себя, как взбредет в голову, вынудили власти разработать специально для них свои обязательные правила. «На перекрестках улиц езда должна быть обязательно тихая. Во всех местах скопления публики, или экипажей и возов, ездок должен сойти с велосипеда или мотоциклетки и провести машину в руках.
Не допускается употребление для предупреждения лиц, встречаемых и обгоняемых, вместо звонкасирен, рожков или других каких-либо инструментов. Очень быстрая, гоночная и в перегонку езда, равно, как и езда без руля и звонка, а в ночное время, без зажженного фонаря, воспрещается.
При встречах и настигании церковных или похоронных процессий, велосипедист должен сойти с велосипеда и провести его в руках. Передавать номера своего велосипеда или мотоциклетки другому лицу воспрещается».
Как известно, дачные поселки изобилуют всевозможной домашней живностью, главную касту которой и сегодня составляют коты и собаки. В Святошине нередко фиксировались случаи бешенства бродячих собак, а поэтому все домашние четвероногие друзья осчастливливались Уездной Земской Управой, которая выдавала тридцатикопеечный ярлык и значок, прикрепляемые к ошейнику. Собаки, не имевшие такого «паспорта» отлавливались будочниками в «утилизационный завод» для уничтожения. Правда, в течение четырех дней владелец пойманной без ярлыка собаки мог добиваться ее возвращения. Не за просто так. Каждый день пребывания собаки в ведомстве подрядчика обходилось ее хозяину в двадцать пять копеек.
В Святошинском дачном поселке за все время его существования освоили 450 участков. Имея деньги, можно было при этом «прикупить» часть леса. Для лиц, занимавшихся легковым извозным промыслом, была установлена специальная такса. Так, проезд по поселку в один конец, согласно прейскуранту, обходился пассажиру в 20 копеек, а за час езды полагалось платить полтинник. Причем, для крытых экипажей на резинах (за дополнительные удобства нужно и платить соответственно), такса повышалась вдвое.
В сезон население Святошина достигало 12 тысяч человек. Гостем Святошина мог быть и почтенный киевлянин, и какой-нибудь кузен Лариосик из Житомира.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...