Вот уже 210 лет мир знает, что такое панорамное искусство. Изобрел этот
синтез пейзажа, живописи и скульптуры шотландец Роберт Баркер. Задолго до
появления фотографии, а тем более кинематографа, мастерски выполненные
объемно-пространственные композиции, где за предметным планом обязательно
вырисовывался выразительный «задник», впечатляли наших предков настолько, что
во время их публичных демонстраций постоянно дежурили врачи, держа наготове
пузырьки с нашатырным спиртом. Современные восковые фигуры, пользующиеся
популярностью у определенной категории населения, даже при всей схожести с
реальными персонажами все-таки уступают своим предшественникам, потому что мы,
насмотревшись ужасов в вымышленном и реальном мире, разучились сопереживать.
В 1885 году в Мюнхене было учреждено «Немецкое Общество панорамистов»,
целью которого стало создание панорам на библейские темы. Руководитель
Общества, известный художник Бруно Пигльгейн пригласил к участию в смелом
проекте (как всегда, не хватало средств, отсутствовала страховка) и уговорил
двух своих коллег — Карла Фроша и Иосифа Кригера — отправиться в Палестину.
Живописцы совершили долгосрочную поездку в Иерусалим и сделали зарисовки с
натуры, чтобы впоследствии с наибольшей точностью отразить на грандиозном
полотне мельчайшие детали пейзажа.
Вернувшись на родину, художники пригласили участвовать в работе еще двух
подмастерьев и принялись за дело. Через девять месяцев грандиозная по масштабам
и замыслу работа была завершена. Чтобы представить себе всю трудоемкость
процесса, сообщу: общая площадь полотна составила 1700 квадратных метров!
Успех панорамы впечатлял. Со всех концов Германии в Баварию потянулись
любопытные. Окрыленные, получившие моральное и материальное вознаграждение
(отчислялись проценты от продажи билетов), художники приняли предложение
отправить панораму «на гастроли». Сделать это оказалось непросто. Необходимо
было свернуть огромное полотно в рулон, уложить его на железнодорожную
платформу. В других вагонах разместились хрупкие персонажи панорамы, любовно
обложенные ватой, сделанные из папье-маше каменные глыбы, материалы для
подмалевки, крепления, клей, краски… К чести немецких железнодорожников драгоценный
груз в целости и сохранности прибыл в Берлин. Гастроли продолжались в течение
двух с половиной лет. В марте 1892 года панорама уже удивляла и поражала своим
натурализмом жителей Вены. Все бы ничего, но грандиозный пожар, возникший в
здании, полностью уничтожил полотно и передний план. Казалось бы, жизнь
панорамы окончилась, но все только начиналось. Предложения сделать авторские
повторения посыпались, как из рога изобилия. Италия, Франция, Германия,
Испания, Португалия, Греция и другие европейские государства мечтали увидеть
подобное у себя. К 1903 году количество «распятий» достигло сорока! Разумеется,
в создании повторов панорамы, учитывая конвейер, принимали участие не только ее
«родители». Привлекались и другие художники.
Своя «Голгофа» существовала и в Москве. О ней упоминала 29 мая 1901 года
газета «Новое время».
В Киев «Голгофа» попала из Австрии. Увидев в Вене еще «живую» оригинальную
панораму, австрийский предприниматель польского происхождения Артур Гашинский
договорился с коллегой Иваном Замараевым о том, что ее копия может быть
установлена с коммерческой целью на Владимирской горке. При этом компаньоны
согласились, что прибыль они поделят поровну. Чтобы уладить непростую затею, а
вначале представители духовенства и слышать ничего не хотели, киевлянин
Замараев обратился в Министерство внутренних дел, которое вынуждено было
согласиться, что «панорама религиозного содержания, пусть и созданная светскими
авторами, не противоречит благочинию и нормам морали». Губернское управление
разрешило строительство специального павильона «для всевозможных панорам,
имевших там быть». 6 июля 1901 года Дума «дала добро», при этом поручила
Городской управе по настоянию церковной администрации «внести в контракт с
Замараевым ограничение, чтобы в павильоне выставлялись картины исключительно
религиозного и исторического содержания и при условии, чтобы не было
музыкальной игры».
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий