Гражданский инженер и архитектор Римский-Корсаков спроектировал здание,
которое было выстроено уже к декабрю 1901 года. Осмотревшая павильон комиссия
Строительной управы установила, что «павильон построен согласно проекту и
препятствий к открытию и пользованию им публикой НЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ».
К этому времени в мюнхенской мастерской Фрош и Кригер завершили работу над
картиной. Ее длина составила 94 метра при высоте 13 м (четырехэтажный дом!).
Железнодорожники, обеспечивавшие перевозку, определили и вес полотна: 3 тысячи
200 килограммов.
В Киеве местный художник Фабианский и его помощники установили грандиозное
полотно и организовали впечатляющий передний план.
10 января 1902 года киевская пресса сообщала об открытии панорамы «Голгофа»
для массового посещения. При освящении ее осмотрели генерал-губернатор Трепов,
вице-губернатор Штакельберг, городской голова Проценко, и лишь после официальных
торжеств поглазеть на «чудо» уже могли все желающие. Что тут началось! Билеты
были распроданы на несколько недель вперед. Появились перекупщики и спекулянты.
Посмотреть на сцену распятия Христа стекались многие паломники и богомольцы,
простодушно приписав панораму к числу важнейших святынь Церкви. Постепенно
ажиотаж спал. На «Голгофу» потянулись вереницы гимназистов и студентов, для
которых были предусмотрены скидки. Спустя полтора года панорама, дав неплохой
доход городу и предпринимателям, переезжает в Одессу. В городе у Черного моря с
ней знакомится будущий писатель Валентин Катаев. Много позже он расскажет о
своих детских впечатлениях в повести «Уже написан Вертер». Эти воспоминания
помогут «поглазеть» на панораму и нам. «Полукругом раскинулась как настоящая
черствая иудейская земля: рыжие холмы на рыжем горизонте — неподвижный
бездыханный мир, написанный на полотне, населенный неподвижными, но тем не
менее как бы живыми трехмерными фигурами евангельских и библейских персонажей в
розовых и кубовых хитонах, на ослах и верблюдах и пешком, и надо всем этим
царила гора Голгофа с тремя крестами, высоко воздвигнутыми на фоне грозового
неба с неподвижными зигзагами молний. Распятый богочеловек и два разбойника,
распятые вместе с ним, как бы висели с раскинутыми руками над небольшой
живописной группой римских воинов в медных шлемах, украшенных красными щетками.
Из пронзенного бока Христа бежал ручеек крови. Голова в терновом венке
склонилась на костлявое плечо. Римский воин в панцире протягивал на камышовой
трости к запекшимся устам спасителя губку, смоченную желчью и уксусом.
Живот распятого был втянут под выступавшими ребрами грудной клетки, и
чресла стыдливо прикрыты повязкой. Надвигавшаяся пылевая буря деформировала
неподвижно развевающиеся одежды евангельских персонажей…»
За время отсутствия «Голгофы» в ее киевском здании успешно
демонстрировалась панорама польского художника Яна Стыки «Пытки христиан в
цирке Нерона», работа польских художников Коссака и Фалата, иллюстрировавшая
бегство наполеоновского войска из России.
Вот как об этом сообщала пресса: «Открывается панорама «Переправа
французских войск через реку Березина в 1812 году». Это колоссальное полотно
почти на 40 метров длиннее, чем панорама «Голгофа».
Некоторые места пейзажа поражают своей жизненностью, правдивостью, — это
сама природа. Впрочем, и сама картина одного из наиболее драматических моментов
похода Наполеона передана с большой талантливостью, с исторической точностью и
соблюдением возможного при данных размерах сходства исторических лиц».
Охочая до хлеба и зрелищ люмпенизированная публика не брезговала и
низкопробными подделками. Так, например, в самом центре Минска, на
Губернаторской улице, в доме некоего Курлянда находилась местная «панорама». В
«Отделении для взрослых» за доступную плату в 20 копеек посетитель мог
посмотреть в «биоскоп», где, сменяя друг друга, мелькали картинки откровенно
порнографического содержания. Конечно же, в «Отделении» толклась прежде всего
несовершеннолетняя публика. Но вернемся к духовности.
В 1908 году «Голгофа» перебирается в Харьков. Для нее по проекту известного
архитектора Бекетова на Сергиевской (Пролетарской) площади, у южного торца
Фруктового ряда был построен крытый деревянный павильон. Кстати, эта «времянка»
оказалась столь красивой и прочной, что в ней после панорамы с успехом
разместили респектабельный скейт-ринг, а уже при большевиках — кинотеатр
«Маяк». Незначительно пострадавшее во время Великой Отечественной здание решили
не восстанавливать, как и все остальные, находившиеся на этой площади
В начале 1914 года «Голгофа» возвратилась в Киев. Когда грянула революция,
товарищи красноармейцы, заняв город, обошлись с произведением искусства со
свойственными им тупостью и цинизмом. Полотно было повреждено выстрелами и
порезами штыков, предметный план осквернен и уничтожен. Восстановив кое-как
композицию, воинствующие безбожники какое-то время использовали панораму в
антирелигиозных целях. В 1934 году полуразвалившееся здание панорамы разобрали,
а полотно, предварительно разорвав на множество частей, перевезли в Лавру,
превращенную к тому времени во Всеукраинский музейный городок. По «требованию
общественности» части полотна безвозмездно передали в Киевский художественный
институт для нужд студенчества, где их разорвали на более мелкие куски и
постепенно замалевали произведениями молодых дарований.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий