23 сентября 2019

Киевский некрополь (Часть 4)


В средневековье под некоторыми районами Киева возникли подземные кладбища – катакомбы. Такие галереи, как правило, проложены в толще устойчивых лессовых пород на глубине от 5 до 20 м. В 1874 г. возле Ирининской церкви были обнаружены катакомбные погребения. Учитывая, что этот обряд характерен для племен салтовской культуры, можно допустить, что эти захоронения принадлежат выходцам из Хазарии.
Погребения в известных лаврских пещерах – нескольких видов: под полом, в перпендикулярных коридорам персональных нишах-локулах и в криптах. В стенах подземелий по образцу римских катакомб устраивались особые продольные ниши-аркасолии. За афонским обычаем кости собирали и складывали в  особых помещениях – «костницах». При этом кости выкладывали вдоль стены на специальные выступы, а черепа устанавливали в ниши. Иногда тела монахов хоронили внутри деревянных колод. Подобное погребение XI века обнаружил археолог К. Гупало на Контрактовой площади. Еще одно – дубовую колоду, тщательно обитую телячьей кожей, нашли в заброшенной лаврской пещере.
Немецкий ученый Л. Гитц в своем труде по истории Киево-Печерского монастыря отмечает, что обычай погребать иноков в пещерах был заведен при игуменстве преподобного Никона, который принес его из Тмутаракани. Но чин погребения в пещерах есть в Студитском уставе. Он существенно отличается от обычного чина христианского погребения. Умершему омывали открытые части тела, стараясь их не разглядывать, затем складывали руки на груди, и накрывали лицо. После чего смотреть на лицо умершего запрещалось. Тело клали на доску и без гроба закладывали в специально выкопанную локулу. Со стороны пещерного коридора локула закрывалась иконой или замуровывалась. Через три года ее открывали. Если тело истлело, это было знаком того, что инок вел праведную жизнь: черепа собирали отдельно, кости отдельно. Если же тело оставалось неистлевшим, то локула опять закрывалась и за инока молились. Спустя два года локулу снова открывали.
Очищенные от плоти кости переносили в специальные костницы – кимитирии. Подобные захоронения обнаружены в Гнилецких пещерах. В Киево-Печерской Лавре костниц нет, что дает повод предположить – кимитирии были уничтожены, либо существуют неизвестные пещерные ответвления.

Еще в XVII веке Петрей де Ерлезунд писал, что зажиточные киевляне возводят в своих усадьбах склепы. Практика подобных захоронений существовала в Киеве вплоть до середины XIX века. Возведение родовых усыпальниц на собственной земле было очень популярно среди польской знати.
Возле Кирилловской церкви обнаружены пять захоронений (одно в склепе), датированные XVII-XVIII в.в.; под полом более 20 захоронений. К концу XVIII века переполнился и погост Выдубицкого монастыря. Так в 1778 г. монастырь обратился к митрополиту Самуилу с просьбой хоронить монахов на новом месте. Разрешение было получено и в некотором отдалении от церкви – на вершине холма в саду, называемом «Долина», было заложено новое кладбище. С 1840 г. при Выдубицкого монастыре было разрешено хоронить зажиточных и именитых киевлян.
 При исследовании Гончарного и Кожемяцкого яров были найдены средневековые погребения. В 1772 г. начинаются массовые захоронения на Щекавице. В те времена Киев захлестнули волны эпидемий чумы и холеры. Новый некрополь пополнялся в основном жителями Подола и быстро разрастался. За оврагом располагалось и Староверское кладбище, где хоронили раскольников. Предположительно, до открытия Щекавицкого кладбища основным местом захоронений для подольских жителей являлся погост при церкви Рождества Христова на Боричевом узвозе.
Захоронения на Щекавицком кладбище проводились до 20-х гг. XX в. Окончательное разрушение старинного кладбища произошло в начале 50-х гг., когда Киевский горисполком принял решение строить здесь спецобъект – станцию по «глушению» вражеских радиостанций. Когда начались подготовительные работы, к захоронениям некогда зажиточных киевлян стали наведываться грабители могил. Но вскоре работники спецслужб окружили территорию, обследовали могилы, изъяли драгоценности и только после этого разрешили продолжать строительство. При исследовании пещер у подножья Щекавицы (ул. Нижнеюрковская, 9-15) были обнаружены полуистлевшие человеческие кости.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...