Ладья
являлась традиционной погребальной принадлежностью и у славян. Некоторые
приморские племена клали трупы усопших в лодки и вверяли их волнам. Тела
полководцев и королей возлагались на кучи хвороста в передней части корабля и
поджигали. Затем подымали паруса и, направив руль, пускали пылающий корабль в
море. Таким образом, путь в Мир Мертвых протекал вначале по обычной воде, затем
по рекам Нижнего или Небесного миров.
В 1877 г. П. Лебединцев раскопал на подворье Софийского собора «кострище» – место, где в дохристианские времена сжигали умерших. В 1885 г. в усадьбе Трехсвятительской (Васильевской) церкви была обнаружена яма с людскими останками. Предположительно, здесь находился идол Перуна, которому приносили человеческие жертвы.
На южной окраине Киева, вблизи хутора Червонного археологи обнаружили большой могильник медной эпохи с исключительно интересным обрядом погребения. Каждого из покойников сжигали на большом костре. После того как огонь стихал и пепел охлаждался, остатки костей и вещей сожженного старательно собирали и очищали от пепла и сажи. Затем все это складывали в специальные глиняные урны. По расположению косточек в урнах установлено, что складывали останки в особом порядке: вначале клали на дно урны остатки костей ног, затем кости средней части туловища, а сверху прикрывали перегоревшими обломками черепа. Урну относили на родовой могильник, где и закапывали. Об обычае сожжения умерших упоминается и в «Повести временных лет»: «А после, собрав кости мертвеца, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах».
В Погребальном гимне «Атхарваведы» содержится описание обращения с сожженными останками ведийскими ариями. Кости умершего, оставшиеся после кремации, складывались в виде человеческой фигуры. Затем, ориентируясь на стороны света, ставили вокруг этой фигуры блюда с ритуальной пищей и сопровождали обряд произнесением соответствующих ритуальных формул.
Ученый А. Котляревский утверждает, что у ранних славян ритуалы погребений в
земле и трупосожжения существовали вместе в одно время. Причем, Д. Самоквасов
отмечает, что сжигали в основном богатых и знатных покойников, простолюдинов же
предавали земле. В 1877 г. П. Лебединцев раскопал на подворье Софийского собора «кострище» – место, где в дохристианские времена сжигали умерших. В 1885 г. в усадьбе Трехсвятительской (Васильевской) церкви была обнаружена яма с людскими останками. Предположительно, здесь находился идол Перуна, которому приносили человеческие жертвы.
На южной окраине Киева, вблизи хутора Червонного археологи обнаружили большой могильник медной эпохи с исключительно интересным обрядом погребения. Каждого из покойников сжигали на большом костре. После того как огонь стихал и пепел охлаждался, остатки костей и вещей сожженного старательно собирали и очищали от пепла и сажи. Затем все это складывали в специальные глиняные урны. По расположению косточек в урнах установлено, что складывали останки в особом порядке: вначале клали на дно урны остатки костей ног, затем кости средней части туловища, а сверху прикрывали перегоревшими обломками черепа. Урну относили на родовой могильник, где и закапывали. Об обычае сожжения умерших упоминается и в «Повести временных лет»: «А после, собрав кости мертвеца, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах».
В Погребальном гимне «Атхарваведы» содержится описание обращения с сожженными останками ведийскими ариями. Кости умершего, оставшиеся после кремации, складывались в виде человеческой фигуры. Затем, ориентируясь на стороны света, ставили вокруг этой фигуры блюда с ритуальной пищей и сопровождали обряд произнесением соответствующих ритуальных формул.
Когда покойника сжигали, то верили, что его душа с дымом сразу достигает Ирий
(Рай) на Небе, от того, что огонь легко отделяет душу от тела. Фадлан наблюдал
в 922 г. обряд сожжения богатого русского купца в Приволжье. При этом к нему
обратился славянин со словами: «Вы, арабы, неразумный народ – дорогого и
знатного человека вы кидаете в землю, где его поедают звери и черви. А мы
сжигаем покойника в один момент, так что он сразу и без задержки попадает в
Рай».
Ночная кремация на вершинах курганов представляла в те времена грандиозное зрелище. С высоты холмов погребальные костры были видны на десятки километров. В последние дни боев у стен Доростола воины киевского князя Святослава (945-972) вышли в полночь при полной Луне на берег Дуная. Сначала они собрали тела павших и сожгли их на кострах, а потом, совершая Тризну, предали смерти множество пленников.
До конца XIII в. славянское племя вятичей сохраняло свои языческие традиции, в частности, кремацию умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После принятия христианства обряды кремации у славян постепенно сменились ингумацией (погребением).
Вопрос об официальном введении кремации в России обсуждался с конца XIX в., но наталкиваясь на непреодолимое сопротивление Синода, так и не обрел силы закона. При большевиках декретом Совнаркома «О кладбищах и похоронах» от 07.12.1918 г. впервые была разрешена кремация умерших. Через год в Петрограде на Васильевском острове была построена первая кремационная печь в России. С 1975 г. на территории Байкового кладбища действует киевский городской крематорий, а с 1983 г. существует колумбарий.
Ночная кремация на вершинах курганов представляла в те времена грандиозное зрелище. С высоты холмов погребальные костры были видны на десятки километров. В последние дни боев у стен Доростола воины киевского князя Святослава (945-972) вышли в полночь при полной Луне на берег Дуная. Сначала они собрали тела павших и сожгли их на кострах, а потом, совершая Тризну, предали смерти множество пленников.
До конца XIII в. славянское племя вятичей сохраняло свои языческие традиции, в частности, кремацию умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После принятия христианства обряды кремации у славян постепенно сменились ингумацией (погребением).
Вопрос об официальном введении кремации в России обсуждался с конца XIX в., но наталкиваясь на непреодолимое сопротивление Синода, так и не обрел силы закона. При большевиках декретом Совнаркома «О кладбищах и похоронах» от 07.12.1918 г. впервые была разрешена кремация умерших. Через год в Петрограде на Васильевском острове была построена первая кремационная печь в России. С 1975 г. на территории Байкового кладбища действует киевский городской крематорий, а с 1983 г. существует колумбарий.
С принятием христианства все городские захоронения
располагаются на территориях, прилегающих к культовым постройкам или
непосредственно в них, так как главное условие христианского обряда – его
совершение на освященной церковью земле. Захоронения простых горожан, таким
образом, располагались вокруг храмов – обычно вдоль южной и северной стен
культовых сооружений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий