20 сентября 2019

Киевский некрополь (Часть 1)

 Древнейшие захоронения расположены вдоль Днепра – на холмах и кручах. Подобные возвышенности представлялись первобытным племенам «обиталищем мертвых». На холмах они не селились, а только хоронили своих умерших. Так население среднеднепровской культуры (II тыс. до н.э.) обитало в долинах рек и поднималось на высокий правый берег Днепра лишь для сооружения погребальных курганов.
Представление о горе (кургане) как месте обитания душ умерших соплеменников, общинных божеств имеет широкие исторические параллели, прослеживаемые с эпохи неолита. Это – священная родовая гора, куда «уходят» умершие – потусторонний мир.
Традиция курганных погребений знатных особ сохранилась до времен Киевской Руси. Так в 945 г. княгиня Ольга повелела насыпать высокий курган над прахом убитого древлянами мужа. Арабский путешественник Ибн-Фадлан (921г.) описывает погребение знатного руса и сообщает следующее: «Они построили… нечто подобное круглому холму и водрузили [в] середине большую деревяшку ханданга [белого тополя], написали на ней имя [этого] мужа и имя царя русов и удалились».
Многие курганы (особенно те, где были захоронены прославленные правители и воины) несли и некую сакральную функцию, аналогичную языческим капищам. Это объясняет непопулярность курганных захоронений у христианской церкви. Подобная политика привела к тому, что в народной традиции древние курганы стали характеризоваться как «нечистые» места.
С появлением в древнерусских городах в конце X-XI в. христианских храмов начинают формироваться кладбища возле них и некрополи внутри них. В то же самое время значительная часть городского населения продолжала совершать захоронения под курганными насыпями. В этом плане представляет интерес городской могильник XI-XIII вв. за валами Переяслава-Хмельницкого. Он служил кладбищем для рядового городского населения. Под курганами обнаружены погребения в глубоких ямах, в деревянных гробах, сбитых гвоздями. При исследовании Чернигова также зафиксированы городские курганные погребения с захоронениями в ямах, с остатками деревянных гробов, крышки которых заколачивались обычно двумя гвоздями – в головах и в ногах.

В пределах современного Киева известны шесть крупных групп курганов: У Старокиевской горы (более 100 курганов), в р-не Софийского собора, вдоль Кирилловской возвышенности, в р-не Крещатого парка (несколько сот), Корчеватое (около 600), Китаево (около 400).
В грамоте А. Боголюбского упоминается четыре кургана, определяющие границы угодий Печерской Лавры – Переплет, Переплетовка, «Великая могила» и курган на Новоселовском поле. До 1824 г. в урочище Аскольдовая могила существовал курган «Дирова могила». Еще одна погребальная насыпь с подобным названием располагалась около Софийского собора.
Курганы на горе Угорской существовали еще с эпохи бронзы. Именно здесь был погребен Аскольд, коварно убитый князем Олегом. Жертвой «языческого переворота» также стал князь Дир – похоронен за Ирининской церковью (на пересечении ул. Золотоворотской и Ирининского переулка). По преданию, через 50 лет после этой трагедии – в 932 г., княгиня Ольга возвела на месте погребения Аскольда церковь Святого Николая Мирликийского. В середине XI века здесь существовал женский Николаевский монастырь, в котором монахиней была мать св. Феодосия – одного из основателей Лавры. В XII в. монастырь преобразован Мстиславом Владимировичем в мужской «Николаевский Пустынно-Слупский монастырь». С той поры, на погостах Аскольдовой могилы появились христианские захоронения.
Среди захоронений дохристианского Киева особый интерес вызывает могила Вещего Олега. Многие историки связывают ее с Щекавицей, расположенной между Юрковицей и Кожумяками. Комментируя известную акварель С. Сажина, исследователи указывают расположение захоронения легендарного князя в р-не ул. Обсерваторной.
Присутствие скандинавов на Руси подтверждается их погребальной обрядностью, в частности – погребениями в ладье. Этот североевропейский погребальный обряд был распространен у викингов, пока в XI века его не вытеснили обычные погребения на кладбищах. При обычной ингумации скандинавских воинов клали на спину с руками, сложенными на плечах. Такой тип погребений встречается в некрополе под Десятинной церковью. Предположительно, здесь захоронены варяги, находившиеся на службе у князя Владимира и умершие от ран после осады Корсуни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...