22 сентября 2019

Киевский некрополь (Часть 3)


Наиболее характерный тип киевских погребений – камерные, близкие скандинавским, но имеющие местные особенности – срубные конструкции. Они представляют собой подкурганные захоронения с обрядом ингумации, в которых стенки могильных ям обложены деревом. Еще Фадлан писал о погребении русов в подземных могилах-домах. Позднее этот ритуал получил выражение в наименовании гроба – «домовина».
Наиболее тесное скопление богатых камерных погребений X века обнаружено вблизи фундамента Десятинной церкви и непосредственно под ним. Существовали захоронения местной знати в крупных срубных ямах. В отличие от грунтовых могил срубные выделялись богатством и изяществом ювелирных изделий из золота и серебра, подчеркивая принадлежность их владельцев к высшим кругам киевского общества.
Наиболее часто подобные могилы встречаются в Китаево. Большая часть этих захоронений относится к X века и является могилами дружинников. Об этом свидетельствуют следы переломов, хорошо заметные на скелетах, а также многочисленные травмы черепов. Кроме того, в могилах обнаружена воинская атрибутика, перстни и браслеты. Могилы представляли собой, как правило, срубные гробницы, в которые помещалось тело, либо дощатый гроб с телом. Сверху над гробницами делалась курганная насыпь.
Скорее всего, мы имеем дело с неким привилегированным местом захоронения воинов. Предположительно, эти  памятники принадлежали «росам» - дружинникам,  связанным  с  Киевом  и  осуществлявшим постоянный контроль в городах и селениях,  подвластных  киевскому  князю.
Материалы первых христианских кладбищ, начиная уже с самых ранних, дают различные формы погребений: просто в могильной яме без какого-либо погребального сооружения, в деревянных колодах или гробах-ящиках, в бересте и т. д. Городские могильники киевлян – ранних христиан, располагались на Подоле, а также на горе Юрковице.

Каноническая ориентация погребения покойников головой на запад часто не соблюдалась. Незначительны отклонения связаны с сезонными изменениями в движении солнца по небосклону. Сезонные нарушения в ориентации захоронений – обычное явление для всех кладбищ Руси в период средневековья. Отклонения бывают или к югу (летом), или к северу (зимой).
 В Киеве местом захоронения знатных особ стали – Десятинная церковь, Софийский собор и Печерская Лавра. Главной княжеской усыпальницей являлся первый каменный храм Руси – Десятинная церковь. В разное время здесь нашли свой покой княгиня Ольга, князья Ярополк и Олег Святославовичи, Изяслав Ярославович, Ростислав Мстиславович, Владимир Красное Солнышко и жена его Анна. Во времена Ярослава Мудрого роль главной княжеской усыпальницы перешла к Софийскому собору. Церковь Спаса на Берестове закрепили за собой как усыпальницу дети Владимира Мономаха. После разрушения Киева в 1240 г. хоронить знать было принято в Печерском и Братском монастырях.
Почивших князей хоронили в саркофагах или раках – больших мраморных саркофагах с высокой двускатной крышкой, украшенных резьбой и акротериями по углам. Менее знатный народ погребали в деревянных срубах возле церквей. Братские же могильники возникали в периоды военных столкновений и эпидемий. Интересны случаи, когда своеобразными кладбищами становились территории разрушенных древних церквей, чьи стены служили естественной оградой места захоронения людей.
Из захоронений времен Киевской Руси (кроме почивших святых в Печерской Лавре) до наших дней сохранилось лишь одно – Ярослава Мудрого в Софийском соборе Саркофаг Юрия Долгорукого в церкви Спаса на Берестове представляет собой лишь имитацию. Она была сооружена в 1947 г. к празднику 800-летия Москвы. В этой церкви некоторое время сохранялась глава князя Владимира, которую затем перенесли в Успенский собор Печерской Лавры (в конце XVIII – начале XIX вв.). Сам лаврский храм к XVI в. был уже переполнен почившими представителями литовско-русской династии, включая последнего киевского князя Семена Олельковича. Вокруг Успенского собора располагались захоронения XVIII века – Искры, Кочубея, Долгоруких. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...