27 апреля 2018

Киевские ведьмы


 Немало историй и легенд нашего города связана с, так называемым, «киевскими ведьмами». Существуют они и поныне, так например, к киевским ведьмам относит себя известная писательница и журналистка Лада Лузина. А великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, еще 200 лет назад, побывав в Киеве, также вспоминал о них в своей поэме «Гусар»:

Присела к печке, уголь вздула
И свечку тонкую зажгла,
Да в уголок пошла со свечкой,
Там с полки скляночку взяла
И, сев на веник перед печкой,
Разделась донага; потом
Из склянки три раза хлебнула,
И вдруг на венике верхом
Взвилась в трубу — и улизнула



 Так откуда же появились киевские ведьмы и рассказы о них? Сколько в Киеве лысых гор? Давайте разберемся.  О колличестве лысых гор в Киеве историки и искусствоведы спорят до сих пор, называя цифры от 1 (на Выдубичах) до 13 и даже 113.

Гляжу: гора. На той горе
Кипят котлы; поют, играют,
Свистят и в мерзостной игре
Жида с лягушкою венчают

Алтарь 

 Что же касается рассказов о ведьмах и их связи с горами то они тесно связаны с традициями целительства. Знахарство и лечение травами на Руси практиковалось еще с древних времен, многие и сейчас отдают предпочтения «народным методам» перед традиционной медициной. В частности одним из растений, которое наши предки использовали для приготовления различных лечебных отваров и настоек был наричник или тирлич-трава. Считалось, что «целебной» является лишь тирлич-трава собранная в ночь на Ивана Купала (с 23 на 24 июня по старому стилю, или с 6 на 7 июля по новому) в полнолунье на лысой горе в Киеве. С целью сбора «волшебной травушки», в столицу съезжались знахарки и колдуньи со всей Украины и шли на гору недалеко от Подола. Наричник (обильно цветущий в этот период) – ядовитое растение с сильным галлюциногенным эффектом. Не сложно догадаться, что со временем, обильно вдыхающих аромат тирлич-травы  «ведьмочек» начинало «нехило плющить» и сбор трав превращался в шабаш. «Плющило» также и жителей Подола, обитающих не далеко от горы, ведь аромат «волшебного» растения доходил и туда. Какие «жуткие картины» рисовало «воспаленное галлюциногенами» воображение подолян, наблюдавших за происходящей на горе вакханалией, возможно только предполагать (ну или самим закинуться грибочками чтобы представить - шутка), однако часть из них несомненно легла в основу историй и мифов о киевских ведьмах.  

Тирлич-трава
Вот кочерга, садись верхом
И убирайся, окаянный.
— Чтоб я, я сел на кочергу,
Гусар присяжный! Ах ты, дура!
Или предался я врагу?
Иль у тебя двойная шкура?
Коня! — На, дурень, вот и конь. —
И точно: конь передо мною,
Скребет копытом, весь огонь,
Дугою шея, хвост трубою.
— Садись. — Вот сел я на коня,
Ищу уздечки, — нет уздечки.
Как взвился, как понес меня —
И очутились мы у печки.
Гляжу: всё так же; сам же я
Сижу верхом, и подо мною
Не конь — а старая скамья:
Вот что случается порою».


 Но стоит ли все из них связывать исключительно с галлюциногенными свойствами тирлич-травы? Травы, мазью из которой натирала свое тело булгаковская Маргарита, чтобы отправиться на шабаш. Ответ однозначен – нет.

Капище 
 Все же Киев всегда был городом мистическим, а магия его древних улиц ощущается в воздухе до сих пор. Лысая гора (одна она была или нет) волшебным образом перемещалась с ростом города с окраин в центр и наоборот. А киевские ведьмы, по приданию, оседлав метлу или же тучного мужчину (летать можно и на жире) по прежнему летают на шабаши, хоть волшебная трава на лысых горах уже давно не растет или встречается крайне редко. 
 Милые ведьмы и те, кто не боится с ними встретиться приходите пощекотать свои нервы на экскурсии http://www.kiev-code.com.ua

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...