19 апреля 2018

Улица Большая Житомирская

Я коренная киевлянка и очень этим горжусь! Я родилась, выросла и живу в одном из красивейших городов Европы! И мне казалось, я знаю о нем практически все. Историю его тихих улочек, историю известных и не очень жителей, историю памятников и даже деревьев в парках…  Но как я ошибалась!

 Киев - это тот город, который можно изучать вечно, каждый раз открывая для себя что то новое! В этом я убедилась,  попав на цикл экскурсий по Киеву от  http://www.kiev-code.com.ua с  Алексеем Шимановским, за что ему отдельное огромное спасибо!  Всем очень советую!

 Сегодня я хочу рассказать про одну из киевских улиц -  Большую Житомирскую.  Чем же примечательна эта улица? Ну хотя бы тем, что появилась Б. Житомирская еще в IX веке, во времена Киевской Руси и является одной из древнейших улиц Киева.





 Понятное дело, что за столько то лет тут проживало много известных киевлян, а количество исторических зданий конца XVIII начала XIX века просто поражает.


Дом с Гаргульями

 Известный русский искусствовед, археолог, художественный критик, профессор Киевского Императорского университета Святого Владимира – Адриан Викторович Прахов, проживал в доме на Б. Житомирской, вместе со своей супругой Эмилией, дочерью Еленой и сыном Николаем. Именно Прахов открыл всему миру талант, на тот момент, мало кому известного художника-символиста Михаила Врубеля, доверив выпускнику Санкт-Петербужской академии художеств реставрацию фресок знаменитой Кирилловской церкви. И тот отплатил ему «добром», влюбившись в  супругу Прахова – Эмилию. Именно ее  изобразил знаменитый художник в образе Божией Матери в росписях Кирилловской церкви, а в последствии губы Эмилии Праховой фигурировали практически на каждом женском изображении художника.



Дом, в котором проживала семья Праховых

 Недалеко от Б. Житомирской проживал известный эстрадный артист, киноактер, композитор, поэт и певец первой половины 20 века - Александр Николаевич Вертинский. В последнем своем стихотворении, посвященному  Киеву и Б. Житомирской, где он часто гулял, писал:
Киев – родина нежная,
Звучавшая мне во сне.
Юность моя мятежная,
Наконец ты вернулась мне!
Я готов целовать твои улицы,
Прижиматься к твоим площадям.
Я уже постарел, ссутулился,
Потерял уже счет годам.
Я хожу по родному городу,
Как по кладбищу юных дней.
Каждый камень я помню смолоду,
Каждый куст вырастал при мне.
Здесь тогда торговали мороженым*
А налево была каланча…**
Пожалей меня, Господи Боже мой…
Догорает моя свеча!..

*- на улице Б. Житомирской находится Старокиевская аптека (действует с 1871 года и является старейшей действующей аптекой города, именно в ней «торговали мороженым», к сведению мороженым недалеко от этого места торгуют до сих пор, но подробнее про нее я расскажу в другой раз)

**- здание пожарной вышки (каланчи) до сих пор находится на Б. Житомирской.


Пожарная вышка

 В здании на Б. Житомирской проживала Софья Николаевна Давидович – родная тетка Татьяны Николаевны Лаппы – первой супруги знаменитого писателя Михаила Афанасьевича Булгакова. Давидович была подругой Варвары Николаевны Булгаковой (матери писателя) с которой они вместе служили во Фребельском институте. Именно в доме Софьи Николаевны, летом 1908 года и состоялось знакомство юного Михаила с Татьяной, которая приехала к тетке на каникулы в Киев из Саратова.

 Я могу описывать эту улицу бесконечно, каждый ее дом и человека живущего в нем, но это будут  уже другие истории))

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Парк каменных скульптур им. Шота Руставели

История парка Шота Руставели Парк Шота Руставели появился в Киеве летом 2007 года, а на его открытии присутствовали президенты Украины и Гру...