20 августа 2018

Китаево. Киевский Афон (часть 1)


 Знаете ли вы, что подземные пещеры, где жили монахи на киевской земле, есть не только в Киеве-Печерской лавре? Нет? Тогда сегодня я предлагаю отправиться именно в такое место.

 Сразу оговорюсь, что есть и другие места у нас в Киеве, где также есть пещеры, но сегодня речь пойдет о Китаево или Китаевской пустыни.



Через старинные ворота, рядом с которыми расположилась церковная лавка, заходим на утопающую в зелени территорию монастыря. Честно говоря, даже дух захватывает. В Китаевской пустыни находятся могилы блаженного Феофила и старицы Досифеи, она хранит память о преподобном Серафиме, именно отсюда отправившемся в Саров и ставшим Серафимом Саровским. Рядом с главным храмом Свято-Троицким монастырем — растет самый старый в Киеве дуб. Ему более трехсот лет, обхватить его ствол, с трудом могут три взрослых человека. Монастырь расположен в окруженном лесистыми приднепровскими холмами урочище, на омываемом с юго-востока озерами полуострове. Китаевская пустынь — это место погребения многих тысяч подвижников Киево-Печерской Лавры, и, фактически, вы будете ходить по местам исторических захоронений.


 Ввиду удаленности от города, пещеры Китаевской горы сохранили свой древний облик почти без изменений. Монастырские богослужения проходят в главном Свято-Троицком храме и храме святых Двенадцати Апостолов. В этом же храме находятся главные святыни монастыря — частицы мощей святых апостолов и других святых, мощи преподобного Феофила, Христа ради юродивого. В Свято-Троицком храме находится список чудотворной Ватопедской иконы Божией Матери, другое название ее — «Закланная». А у северной стены Свято-Троицкого храма, почивают мощи преподобной Досифеи.

 В 1996 г. решением Синода УПЦ обитель получила статус монастыря. Наместником обители назначен архимандрит Прохор (Костюченко). Хотя официально история Китаевской пустыни начинается лишь в начале XVIII века, своими корнями она уходит к временам князя Андрея Боголюбского. Если верить ученым, первые здешние поселения предположительно образовались в III-I тыс. до н.э., в эпоху меди-бронзы и раннего железного века.

 В VIII-IХ вв. нашей эры у подножья Китай-горы возникает славянское поселение-посад. Десятым веком датируется появление Китаевского городища. А откуда же вообще пошло это название? И какое отношение имеет к Поднебесной? Да, в принципе, совершенно никакого. Хотя по поводу его происхождения исследователи спорят до сих пор. По одной версии, оно произошло от тюркского слова «китай», означающего «крепость». 


 Действительно Китаево предстает древнейшим военным форпостом языческих славян, располагавшимся на подступах к будущему Киеву. По другой версии — название произошло от древнерусского «кит» (то есть длинная жердь, которыми обносили в древности крепости). Третья версия относит происхождение названия то ли от прозвища, то ли от языческого имени князя Андрея Боголюбского, чей терем, как считают, стоял на вершине Китай-горы. Его имя появляется в княжеской грамоте 1159 года. Предполагается, что в это время в Китаеве и вырос первый отшельнический скит, где осели монахи из Киево-Печерской обители. Археологические изыскания привели исследователей к выводу о значительной роли Китаевского городища в истории Древней Руси. Многие историки (начиная с первого ректора Киевского университета М. А. Максимовича) считают, что здесь был древнерусский город-крепость Пересечин (Пересечна). Этот город, расположенный южнее Киева, дважды упомянут в летописи. А увлеченный красотой и тайнами урочища член Киевского общества охраны памятников известный археолог А. Д.Эртель, связывает городище в Китаево с Киевом, употребляя в летописи слово «Куява». Эртель уверенно выдвигает гипотезу о происхождении Киева именно с этого места, а в дальнейшем и преобразовании самого названия местности Китаев в Киев. Потом было многое — разорение Киева и его окрестностей ордой хана Батыя, перенесение центра Руси на северо-восток и т.д.
 В начале XVIII в. в Китаево был основан Лаврский скит. В 1716 г. киевским генерал-губернатором князем Дмитрием Голицыным в пустыни сооружена деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского и при ней деревянная трапезная. Через много лет на ее месте поднялся величественный каменный Свято-Троицкий храм. И уже в середине XVIII века Китаевская пустынь приобретает славу «Киевского Афона», становится местом паломничества.


 ХІХ век стал «золотым» не только для архитектуры, музыки и литературы. Это время расцвета и Китаевской пустыни. Богатейшее монастырское хозяйство (пасека, фруктовые сады, виноградники, рыбная ловля, огороды) позволяли не только обеспечивать всем необходимым обитателей монастыря и поставлять продукты в Киево-Печерскую Лавру, но и заниматься торговлей. 6 августа 1853 г. указом митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Амфитеатрова) Китаевская пустынь переименована в Свято-Троицкую. В том же году Троицкий храм был перестроен (стал пятиглавым) и расписан.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...