29 августа 2018

Киевские упыри и оборотни (легенды часть 1)


Легенда 1

 В старые времена упырями считали умерших колдунов, которые не гнили в гробах и нападали на людей. Упыри по ночам покидают свои могилы, чтобы душить спящих и пить их кровь. Их представляли с синими лицами и закутанными в черный плащ. На правой стороне Днепра упырями называли детей-уродов с большой головой, длинными руками и ногами, страдающими размягчением костей. Еще упырями считали детей с двойным рядом зубов, с заячьей губой и деформацией черепа. По преданию, будущий гетман Иван Сирко родился с зубами, чем вызвал суеверный страх односельчан.  Младенцев с врожденным уродством часто убивали, считая их зачатыми от нечисти. По поверьям, упыря можно встретить при полном месяце, в особенности на день равноденствия


       Летом 1727 г. киевский полковник А. Танский прислал в местную канцелярию крестьянина, который в своих показаниях признал себя упырем и предрекал мор в некоторых городах Украины. Странное признание, учитывая то, что народная молва считала самого А. Танского убийцей и упырем. Не отводил ли полковник от себя подозрение таким вынужденным поступком?


      Танский был человеком богатым, владевшим как внушительным капиталом, так и значительной земельной собственностью. Женитьбой он взял большое приданное, своими грабежами и притеснениями казаков и поляков, он еще более увеличил свое состояние. Не смотря на всего его злодеяния, имя Танского, благодаря богатым пожертвованиям на монастыри и храмы, часто поминалось добрым словом среди строителей и благотворителей Киева и пользовалось в этом отношении широкой известностью.


      Однажды в Киев за подаяниями пришли монахи с Афона. Танский подарил им бочонок полный червонцев, предоставив вместе с тем свой дом для хранения всего собранного в Малороссии. Но скупость одолела Танского – жаль ему стало своих червонцев, завидно было смотреть и на собранные богатства монахов. Решил полковник вернуть все с лихвой. Слугам было отдано приказание утопить монахов в Днепре и овладеть их имуществом. Но при этом один из монахов спасся и рассказал обо всем архимандриту. Последний прибыл в Киев с целью уговорить Танского возвратить достояние Афона. Злодей от всего отпирался. Тогда архимандрит наложил на него следующее проклятие: «За то, что Антон Танский погубил невинные души, утаил церковные деньги, земля не примет его; добро его, приобретенное неправдою исчезнет, яко воск от лица огня, перейдет к чужим людям и род его изведется».




      Танский же стал еще более жадным и злым – так и не покаявшись, скончался. И вот каждую ночь из гроба стал вылазить старый полковник: борода по пояс, очи горят огнем, в руке пернач (булаву) держит и бродит, пока петухи не запоют, а тогда страшно застонет и снова ложится в гроб. Сыновья полковника позвали печерского архимандрита и раскопали могилу. Танский лежал, словно живой – у него выросла борода и отросли ногти. Сыновья пробили покойного отца осиновым колом, после чего тот перестал бродить по ночам. Но в полночь на месте погребения продолжали слышаться тяжкие стоны. 


Легенда 2

       Вера в оборотничество очень древняя и во множестве встречается в народных преданиях. Так мачеха-ведьма часто превращает в птиц своих не родных дочек. В «Слове о полку Игорове» очень много оборотничества. Князь Игорь по очереди превращается то в горностая, то в сокола. Ярославна говорит: «Полечу зегзицею» (кукушкой). Тут же князь полоцкий Всеслав превращается в волка. Геродот упоминал о загадочном славянском племени невров. Они были колдунами и оборотнями: «…ибо каждый невр ежегодно по разу становится на несколько дней волком, а потом снова приобретает предыдущий вид».

       По преданию, оборотнями становятся дети, похищенные нечистой силой. В народе их боялись за хищное поведение и подлый нрав. Хорошей защитой от оборотней и ведьм считалась особая порода собак – ярчуки. Это была помесь собаки с волком. Считалось, что ярчуки способны потягаться с нечистой силой – всегда отличат обычное животное от оборотня. Чтобы оборотень не стал после смерти упырем, ему перерезали пяточные сухожилия, а глаза (или рот) зажимали монетами.




       Про историческое лицо, вождя половцев Боняка, Ипатьевская летопись сообщает: «И встал Боняк, отъехал от своей рати, и начал выть по волчьи, и отозвался вытьем ему волк, и начали многие волки выть».


      Существует интересная легенда. За несколько веков до крещения Руси, Киев пытались захватить странные оборотни. Киевская княгиня Добруша занемогла и вызвала через своих скифских родственников врачевателей из Магриба. Так в древности называли страны, лежащие к западу от Египта. Арабы говорят: «Магриб – священная птица. Тело ее – Алжир, правое крыло – Тунис, левое – Марокко».


       Никто так и не узнал, кем были эти врачеватели… В тот миг, когда нога первого чужеземца ступила на Киевскую землю за Большими воротами, с единственного христианского храма Андрея Первозванного упал огромный серебряный крест. Волхвы независимо друг от друга ощутили, что над городом повисла незримая черная туча и все наполнилось потусторонним Злом. Князю Бодру рассказали обо всем и предложили немедленно изгнать бесов. Но тот не мог уронить чести, отменить княжьего слова и решения. Княгиня скончалась через семь дней после прихода «врачевателей». Тяжко занемог и сам князь. Тогда горожане выволокли бесов из терема и плетьми погнали их до Больших ворот. В городе их боялись убить, зная, что если прольется хоть капля черной сатанинской крови, проклятье зависнет над городом… А за воротами, в восьми верстах с трех сторон стояла дикая иноплеменная орда. Дело закончилось кровопролитной битвой, но Киев удалось отстоять. Судя по всему, если бы бесам-оборотням пришлось побыть в городе еще денек-другой, исход был бы однозначным – киевлянам готовилась страшная смерть и вековечное рабство. В течении четырех дней после казни черные души оборотней посещали горожан, пытаясь заразить их одержимостью, чтобы вечно царить на Русской земле. Но благодаря коллективному магическому ритуалу волхвов «изверги Магриба» были прокляты и изгнаны навсегда. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...