ХХ-й век Китаевская
пустынь встретила в цветущем состоянии.
В ней даже был свой водопровод, приводимый в действие паровой машиной. У иноков
существовала традиция — в день святой Троицы в монастыре проходили ярмарки,
поучаствовать в которых съезжалось очень много людей.
В советские времена, в
30-е годы ХХ века, Свято-Троицкий монастырь был закрыт, возрождение обители
началось только в 1990 году. Тогда состоялось первое богослужение в
Серафимовском храме. В 1993 году были канонизированы преподобные Досифея и
Феофил и в возрождаемую обитель пришел скитоначальник Феофил (Россоха), ставший
восстановителем знаменитой пустыни. В Свято-Троицком храме был открыт приход.
В конце 90-х годов ХХ
века на территории монастыря была построена новая деревянная трехъярусная
колокольня. Современный Свято-Троицкий монастырь представляет собой целый
комплекс монастырских строений и угодий. Кроме главного храма, — Свято-Троицкой
церкви — здесь функционирует церковь Святых Двенадцати Апостолов, к которой
примыкают жилые братские корпуса, есть хозяйственные постройки и трапезная. Прежде,
чем войти в главный храм, остановимся возле расположенных рядом могил
прославивших Китаевскую пустынь святых подвижников. Особый интерес, конечно же,
вызывает удивительнейшая судьба инока Досифея, чье последнее пристанище
находится прямо под стенами храма. Никто и не подозревал, что под именем старца
Досифея долгие годы скрывалась православная подвижница Дарья.
Родилась она в 1721 году
в семье богатых и знатных рязанских дворян Тяпкиных. Род свой вели они от героя
Куликовской битвы Василия Варгоса, ставшего потом любимым окольничим Димитрия
Донского. Бабушка Дарьи ушла под старость в женский Свято-Вознесенский
монастырь, находившейся в Московском Кремле, и стала мантийной монахиней
Порфирией.
Когда Даше было два года,
родители привезли ее в Москву погостить у бабушки. Монахиня Порфирия сразу
полюбила кроткую светлую девочку, почувствовала в ней избранницу Божью и
наотрез отказалась расставаться с внучкой. Пятилетняя Дарья строго соблюдала
посты, по средам и пятницам вкушала только хлеб и воду. Рано выучилась грамоте
и вечерами читала бабушке Евангелие.
Дарье было девять, когда ее вернули в
родительский дом. Все там было чужим и ненужным. Ей был чужд богатый
родительский дом, полный гостей, болтовня сестер, глупые мечты о завидных
женихах, украшениях и нарядах. Последней каплей стали разговоры о знатном
женихе. И Дарья сделала свой выбор.
По канонам церкви нельзя
было девице поступить в монастырь без родительского благословения. Беглянок
сразу выдавали родителям. Дарья коротко остригла волосы, надела купленный на
базаре мужской наряд и превратилась в худенького крестьянского мальчика,
направившегося в толпе паломников в Троице-Сергиеву Лавру. Никто не узнал,
каких неимоверных трудов стоило шестнадцатилетней беглянке скрывать свою тайну,
постоянно находясь среди братии, выполнять как послушание мужскую работу…
Три года длилось пребывание девочки в Лавре, однако родители Дарьи, обыскавшиеся её к тому времени, заехав как-то в святую обитель, издалека приметили Досифея и организовали с ним встречу. Опознав ждущих встречи родных, Досифей не стал дожидаться разоблачения и тотчас направился в Киев.
Затем в поисках убежища
Досифей приходит в окруженную лесами Китаевскую пустынь, где издавна селились
православные подвижники. Досифей поднялся на самый верх горы и руками вырыл
себе в земле пещеру. В ней он прожил 17 лет. Питался он только хлебом, который
изредка приносили ему иноки из Китаевской пустыни, мхом и корнями. Слава о
прозорливом и мудром отшельнике разлеталась по городам и весям Российской
империи. Тысячи людей приходили к нему за помощью. Вельможи и нищие, старики и
подростки посещали этого великого утешителя. Но никто из паломников не видел
его лица. Все это время дворяне Тяпкины не переставали искать свою дочь по
разным обителям России.
Однажды к прозорливому старцу приехала его
родная сестра Агафья, чтобы узнать о судьбе пропавшей Дарьи. Через узкое
окошечко благословил Досифей свою сестру и успокоил: Дарья стала монахиней,
служит Господу, живет духовной жизнью. У нее свой путь, и искать ее больше не надо.
Он никогда не покидал пещеры и никого не впускал к себе. С приходящими к нему
за советом и благословением беседовал только через маленькое окошечко.
Исключение было сделано только для императрицы Елизаветы Петровны, посетившей
киевские святыни в 1744 году вместе с наследником престола Петром Федоровичем и
его невестой Екатериной, будущей императрицей.
За день до своей кончины
преподобный Досифей вышел из затвора и пошел по кельям: прощаться с братией.
Перед каждым иноком падал старец на колени и со слезами просил прощения.
Следующим утром послушник напрасно стучал в его дверь. Никто не откликнулся.
Когда же монахи вошли в келию, глазам их представилась поразительная картина:
тихо теплилась лампада, перед иконой стоял на коленях Досифей и как будто молился.
В левой руке была зажата записка, адресованная братии: «Тело мое приготовлено к
отшествию в вечную жизнь. Молю вас, не открывая, предать его погребению».
Завещание старца
исполнили в точности. С благоговением иноки погребли тело в монастырской ограде
на северной стороне Свято-Троицкой церкви. А спустя несколько лет сестра Дарьи
Агафья Тяпкина снова приехала в Китаевскую пустынь и очень расстроилась, не
застав старца в живых. Она попросила взглянуть на его портрет, узнала свою
сестру Дарью и потеряла сознание. Так, стало известно, что великий затворник
Китаевской пустыни был не мужчиной, а девицей — преподобной Досифеей.
Главный храм Великолепный
архитектурный ансамбль монастыря в общих чертах сложился в ХІХ веке вокруг
Троицкой церкви. Церковь в своей основе — крестокупольная в плане, с четырьмя
столпами, делящими его пространство на три продольных нефа практически
одинаковой ширины. Ксати, еще в 1900 году в храме поместили четыре голландские
печи, сделав его теплым.
Советская эпоха нанесла
храму страшные раны. Деревянный барочный иконостас реквизировали, и следы его
затерялись. Во время оборонительных боев под Киевом в августе 1941 года были
повреждена крыша и купола — последние «по недосмотру» окончательно обрушились в
середине 1950-х годов. В разрушенном состоянии церковь стояла 15 лет — на месте
куполов росли деревья, а внутри была свалка. Снаружи храм отреставрировали к
1982 году, когда отмечался юбилей Киева.
Интерьер храма стали
приводить в порядок в конце 1980-х годов. Первое после десятилетий запустения
богослужение состоялось на Крещение 1991 года — храм тогда был открыт в
качестве приходской церкви. И лишь в самом конце 2009 года Троицкий храм
«вернулся» в монастырь — 27 декабря митрополит Киевский и всея Украины Владимир
заново освятил его престол.
В церкви очень много
икон. Но, пожалуй, самая знаменитая — «список» с чудотворной «Закланной» иконы
Пресвятой Богородицы. По преданию, «Закланная» икона Божией Матери прославилась
следующим образом. Некий диакон, экклесиарх (то есть монах, наблюдающий за
порядком в храме), исполняя свое послушание, опоздал на трапезу, и трапезарь
сделал ему замечание, смысл которого заключался в том, что трапезничать нужно
приходить вовремя, а в неурочную пору пищи он не даст. Голодный диакон
оскорбился таким замечанием и настоятельнее прежнего начал требовать обеда, на
что трапезарь решительно сказал, что у него нет для него ни куска хлеба.
Голодный и взбешенный экклесиарх вышел из трапезы; помыслы один другого мрачнее
терзали его пылкое сердце и волновали сильным гневом на трапезаря. Он вернулся
в церковь и, став перед иконой Божией Матери, закричал: «До которого времени я
буду служить Тебе, Богородице? Трудись, трудись, а за все это не только нет
ничего у меня, но даже и куска хлеба в подкрепление усталых сил моих!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий