21 августа 2018

Китаево. Киевский Афон (часть 2)

 ХХ-й век Китаевская пустынь встретила  в цветущем состоянии. В ней даже был свой водопровод, приводимый в действие паровой машиной. У иноков существовала традиция — в день святой Троицы в монастыре проходили ярмарки, поучаствовать в которых съезжалось очень много людей.



 В советские времена, в 30-е годы ХХ века, Свято-Троицкий монастырь был закрыт, возрождение обители началось только в 1990 году. Тогда состоялось первое богослужение в Серафимовском храме. В 1993 году были канонизированы преподобные Досифея и Феофил и в возрождаемую обитель пришел скитоначальник Феофил (Россоха), ставший восстановителем знаменитой пустыни. В Свято-Троицком храме был открыт приход.

 В конце 90-х годов ХХ века на территории монастыря была построена новая деревянная трехъярусная колокольня. Современный Свято-Троицкий монастырь представляет собой целый комплекс монастырских строений и угодий. Кроме главного храма, — Свято-Троицкой церкви — здесь функционирует церковь Святых Двенадцати Апостолов, к которой примыкают жилые братские корпуса, есть хозяйственные постройки и трапезная. Прежде, чем войти в главный храм, остановимся возле расположенных рядом могил прославивших Китаевскую пустынь святых подвижников. Особый интерес, конечно же, вызывает удивительнейшая судьба инока Досифея, чье последнее пристанище находится прямо под стенами храма. Никто и не подозревал, что под именем старца Досифея долгие годы скрывалась православная подвижница Дарья.


 Родилась она в 1721 году в семье богатых и знатных рязанских дворян Тяпкиных. Род свой вели они от героя Куликовской битвы Василия Варгоса, ставшего потом любимым окольничим Димитрия Донского. Бабушка Дарьи ушла под старость в женский Свято-Вознесенский монастырь, находившейся в Московском Кремле, и стала мантийной монахиней Порфирией.
Когда Даше было два года, родители привезли ее в Москву погостить у бабушки. Монахиня Порфирия сразу полюбила кроткую светлую девочку, почувствовала в ней избранницу Божью и наотрез отказалась расставаться с внучкой. Пятилетняя Дарья строго соблюдала посты, по средам и пятницам вкушала только хлеб и воду. Рано выучилась грамоте и вечерами читала бабушке Евангелие.

 Дарье было девять, когда ее вернули в родительский дом. Все там было чужим и ненужным. Ей был чужд богатый родительский дом, полный гостей, болтовня сестер, глупые мечты о завидных женихах, украшениях и нарядах. Последней каплей стали разговоры о знатном женихе. И Дарья сделала свой выбор.

 По канонам церкви нельзя было девице поступить в монастырь без родительского благословения. Беглянок сразу выдавали родителям. Дарья коротко остригла волосы, надела купленный на базаре мужской наряд и превратилась в худенького крестьянского мальчика, направившегося в толпе паломников в Троице-Сергиеву Лавру. Никто не узнал, каких неимоверных трудов стоило шестнадцатилетней беглянке скрывать свою тайну, постоянно находясь среди братии, выполнять как послушание мужскую работу…

Три года длилось пребывание девочки  в Лавре, однако родители Дарьи, обыскавшиеся её к тому времени, заехав как-то в святую обитель, издалека приметили Досифея и организовали с ним встречу. Опознав ждущих встречи родных, Досифей не стал дожидаться разоблачения и тотчас направился в Киев.

Затем в поисках убежища Досифей приходит в окруженную лесами Китаевскую пустынь, где издавна селились православные подвижники. Досифей поднялся на самый верх горы и руками вырыл себе в земле пещеру. В ней он прожил 17 лет. Питался он только хлебом, который изредка приносили ему иноки из Китаевской пустыни, мхом и корнями. Слава о прозорливом и мудром отшельнике разлеталась по городам и весям Российской империи. Тысячи людей приходили к нему за помощью. Вельможи и нищие, старики и подростки посещали этого великого утешителя. Но никто из паломников не видел его лица. Все это время дворяне Тяпкины не переставали искать свою дочь по разным обителям России.

 Однажды к прозорливому старцу приехала его родная сестра Агафья, чтобы узнать о судьбе пропавшей Дарьи. Через узкое окошечко благословил Досифей свою сестру и успокоил: Дарья стала монахиней, служит Господу, живет духовной жизнью. У нее свой путь, и искать ее больше не надо. Он никогда не покидал пещеры и никого не впускал к себе. С приходящими к нему за советом и благословением беседовал только через маленькое окошечко. Исключение было сделано только для императрицы Елизаветы Петровны, посетившей киевские святыни в 1744 году вместе с наследником престола Петром Федоровичем и его невестой Екатериной, будущей императрицей.

 За день до своей кончины преподобный Досифей вышел из затвора и пошел по кельям: прощаться с братией. Перед каждым иноком падал старец на колени и со слезами просил прощения. Следующим утром послушник напрасно стучал в его дверь. Никто не откликнулся. Когда же монахи вошли в келию, глазам их представилась поразительная картина: тихо теплилась лампада, перед иконой стоял на коленях Досифей и как будто молился. В левой руке была зажата записка, адресованная братии: «Тело мое приготовлено к отшествию в вечную жизнь. Молю вас, не открывая, предать его погребению».


 Завещание старца исполнили в точности. С благоговением иноки погребли тело в монастырской ограде на северной стороне Свято-Троицкой церкви. А спустя несколько лет сестра Дарьи Агафья Тяпкина снова приехала в Китаевскую пустынь и очень расстроилась, не застав старца в живых. Она попросила взглянуть на его портрет, узнала свою сестру Дарью и потеряла сознание. Так, стало известно, что великий затворник Китаевской пустыни был не мужчиной, а девицей — преподобной Досифеей.

 Главный храм Великолепный архитектурный ансамбль монастыря в общих чертах сложился в ХІХ веке вокруг Троицкой церкви. Церковь в своей основе — крестокупольная в плане, с четырьмя столпами, делящими его пространство на три продольных нефа практически одинаковой ширины. Ксати, еще в 1900 году в храме поместили четыре голландские печи, сделав его теплым.



 Советская эпоха нанесла храму страшные раны. Деревянный барочный иконостас реквизировали, и следы его затерялись. Во время оборонительных боев под Киевом в августе 1941 года были повреждена крыша и купола — последние «по недосмотру» окончательно обрушились в середине 1950-х годов. В разрушенном состоянии церковь стояла 15 лет — на месте куполов росли деревья, а внутри была свалка. Снаружи храм отреставрировали к 1982 году, когда отмечался юбилей Киева.


 Интерьер храма стали приводить в порядок в конце 1980-х годов. Первое после десятилетий запустения богослужение состоялось на Крещение 1991 года — храм тогда был открыт в качестве приходской церкви. И лишь в самом конце 2009 года Троицкий храм «вернулся» в монастырь — 27 декабря митрополит Киевский и всея Украины Владимир заново освятил его престол.

 В церкви очень много икон. Но, пожалуй, самая знаменитая — «список» с чудотворной «Закланной» иконы Пресвятой Богородицы. По преданию, «Закланная» икона Божией Матери прославилась следующим образом. Некий диакон, экклесиарх (то есть монах, наблюдающий за порядком в храме), исполняя свое послушание, опоздал на трапезу, и трапезарь сделал ему замечание, смысл которого заключался в том, что трапезничать нужно приходить вовремя, а в неурочную пору пищи он не даст. Голодный диакон оскорбился таким замечанием и настоятельнее прежнего начал требовать обеда, на что трапезарь решительно сказал, что у него нет для него ни куска хлеба. Голодный и взбешенный экклесиарх вышел из трапезы; помыслы один другого мрачнее терзали его пылкое сердце и волновали сильным гневом на трапезаря. Он вернулся в церковь и, став перед иконой Божией Матери, закричал: «До которого времени я буду служить Тебе, Богородице? Трудись, трудись, а за все это не только нет ничего у меня, но даже и куска хлеба в подкрепление усталых сил моих!»

 Гнев настолько помутил его рассудок, что он схватил нож, которым очищал перед тем воск от паникадил и насквозь пронзил икону, писаную на холсте. Из раны, нанесенной образу Богородицы, полилась кровь, а сам лик Пречистой покрылся бледностью. Увидев это, преступник затрепетал и в неизъяснимом ужасе упал перед иконой навзничь. Скоро все узнали в монастыре о случившемся. Пришли в церковь игумен и братия и с изумлением заметили струившуюся кровь из пронзенного лика Богоматери. Убийцу же нашли у иконы ослепшим, с расслабленными членами и совершенно помешанным. С чувством искренней жалости к нему, набожный игумен на следующий день совершил всенощное бдение 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...