18 февраля 2019

Болгарский хутор (Часть 1)


Местность между подвластными Лавре монастырями — Голосеевским и Китаевским — долгое время была незастроенной. Но в 60-е годы XIX столетия здесь основали Болгарский хутор, а рядом — монастырское кладбище с церковью Преображения. О подлинном происхождении хутора сохранились любопытные сведения в документах лаврского архива. Они содержат подробности монастырской жизни, сведения о политических событиях, которые были связаны с этой территорией.
Болгарский хутор был основан для болгарского униатского митрополита Иосифа Сокольского. Уния Болгарской церкви с Римской была первым, но неудачным проявлением национального возрождения Болгарии. В 1860 году несколько представителей болгарского духовенства обратились к Папе Римскому с предложением — объединить Болгарскую церковь с Римской. Во главе этой группы стоял уже довольно пожилой и малообразованный архимандрит Иосиф Сокольский. Он приехал в Рим, где Папа Пий ХIХ рукоположил его в сан архиепископа Болгарской церкви. Но это мероприятие не имело ожидаемого успеха: большая часть болгарского народа и духовенства унию не признали, а продолжали борьбу за автокефалию своей церкви. Эти требования болгар, исходя из политических соображений, поддерживал российский посол — граф Николай Игнатьев. Следствием такой позиции стало утверждение для руководства Болгарской церковью независимого от Константинопольского патриарха экзархата. Уния с Римом была разорвана.
После этих событий Иосиф вынужден был бежать из Болгарии в Россию — под протекторат российского правительства и церкви. Ему было позволено поселиться в Киеве, и Киево-Печерская лавра предоставила Иосифу помещение в Голосеевском монастыре. Летом 1861 года опальный архимандрит приехал в Киев и сразу же направил в Синод заявление о своем желании снова присоединиться к православию. Зимой 1862 года он получил от Петербургского митрополита Исидора сообщение о положительной реакции на его просьбу, но было одно «но»: нежелание портить отношения с Константинопольским патриархом. Поэтому Синод обратился к последнему с просьбой о прощении вины Иосифа Сокольского. Дело это растянулось на многие годы…
Не подозревавший о таком исходе Иосиф принялся налаживать хозяйство. Он обратился к Киевскому митрополиту Арсению с предложением устроить на землях Лавры виноградник, так как Киево-Печерский монастырь приобретает много вина и для службы церковной, и для братии, а мог бы иметь вино лучшего качества и гораздо дешевле. Митрополит согласился, и для Иосифа создали отдельный хутор (между Голосеевым и Китаевым), который и стали называть Болгарским. В 1863 году там построили небольшой домик для архимандрита и возвели хозяйственные постройки.
Иосиф поселился на хуторе и сразу заложил виноградник. Для защиты виноградных лоз от скота, который пасся поблизости, выкопали глубокий ров больше версты длиной. Как именно продвигалось дело развития виноградарства на Болгарском хуторе неизвестно, но, видимо, оно оказалось недолговечным…
Немногое известно и о том, как жил на хуторе Иосиф Сокольский. Из архивов понятно, что к церковной службе его как униата не допускали. Он жил «на покое», и материально был обеспечен. Ему было назначено содержание в 60 рублей в месяц (в год это выходило 720 рублей), а в 1868 году добавлено еще 280, что составило 1000 в год. Кроме этого, Лавра обеспечивала архимандрита питанием, как монаха высшего ранга.
В одном из донесений лаврского келаря есть интересные подробности об этом: «Преподобному Иосифу отпускаема была улучшена против общей братской трапеза, наравне с архимандритами, живущими в Лавре на покое, как то борщ со свежею рыбою, уха, каша и жареная рыба, а в праздничные и воскресные дни прибавлялась осетрина и сельди, хлеб, квас, мед. Кроме того, отпускалась разная провизия «на закуску» — вино, водка, икра, сельди, сыр, свежая и соленая рыба, чай, сахар и т. п.»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...