21 февраля 2019

Интересные факты из истории Киево-Печерской Лавры (Часть 2)


5. Согласно древнерусским былинам, в пещерах Лавры лежит и тело воина Илии Муромца. Этот факт не упоминается в “Киево-Печерском Патерике”, но отражен в ряде других письменных источников. В посвященной описанию Лавры и изданной в 1638 г. книге “Тератургима” лаврский инок Афанасий Кальнофойский говорит о том, что в пещерах почивает Св. Илия, которого называют еще Чобитьком. Мощи мужа, именуемого Чобитьком, видел еще в 1594 г. в пещерах и немецкий посол Э. Лясота. Ему рассказали, что Чобитько был богатырем и носил свое прозвище с тех пор, как однажды отбился от врагов сапогом – чоботом. Тот же Э. Лясота видел в киевском Софийском соборе опустевшую гробницу некоего легендарного воина Илии Моровлина. Следовательно, до перенесения в Лавру мощи богатыря почивали в стенах Софии. Когда в советское время ученые решились подвергнуть мощи Преп. Печерских исследованиям, то наиболее удивительные данные были связаны с именем Св. Илии Муромца. Правдой оказалось даже то, что прежде считалось откровенным домыслом былин. Рост подвижника составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность Св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни его позвоночника. Подвижник обладал сильной мускулатурой. На его теле обнаружены боевые раны, одна из которых стала, по-видимому, смертельной. Земную жизнь Св. Илии “Тератургима” относит к XII в. 


6. С начала XVII в. письменные источники упоминают о существовании напротив Святых врат Лавры женского Вознесенского Киево-Печерского монастыря, чьей игуменьей стала в конце столетия принявшая монашество мать гетмана Украины Ивана Мазепы. В 1711-1712 гг. обитель упразднили, а ее инокинь присоединили к числу насельниц другого киевского женского монастыря – Флоровского. Существует мнение, отраженное даже в трудах некоторых историков, будто закрытие Вознесенской обители было актом глумления российского царя Петра I над памятью Мазепы за переход последнего на сторону шведов в Северной войне. Есть и другая точка зрения, согласно которой поступок гетмана и судьба обители не связаны между собой. Дело в том, что еще в 1707 г., т.е. до перехода Мазепы к шведам, на прилегающей к Лавре территории началось предписанное указом Петра I строительство большой крепости, требовавшее значительного преобразования лаврских окрестностей. Но даже после упразднения Вознесенского монастыря, превращенного в приход, многие его постройки, в том числе храм, оставались на своем месте. 

7. Большая Лаврская колокольня наклонена на 62 см в северо-восточном направлении. Возведенная в 1731-1744 гг. архитектором И.Г. Шеделем, она стала для своего времени самым грандиозным башенным сооружением Украины (высота 96 м). “Тебя, величавое творение, созданное моей энергией и воображением, торжественно встретят потомки!” – сказал И.Г. Шедель, завершив строительство. Наклон колокольни связан, по-видимому, с тем, что стоит она вблизи оползневых склонов высокого правого берега Днепра. Однако, в отличие от знаменитой Пизанской башни, Большая Лаврская колокольня не “падает”, т.е. наклон ее не увеличивается. 

8. Действующим лаврским курантам, установленным на Большой Лаврской колокольне в 1903 г., уже более ста лет. Их гарантийный срок исчислялся в 15 лет, но они до сих пор не нуждаются в ремонте. 

9. До недавнего времени историки были уверены в том, что архитектор Ф. Б. Растрелли неоднократно приезжал в Киев, где в 1749-1762 гг. возвел храм Св. Апостола Андрея Первозванного. Основанием для такой уверенности служили составленные и подписанные архитектором в Санкт-Петербурге чертежи лаврских пещер. Считалось, что в Киеве Растрелли изготовил схемы подземелий для последующей разработки проекта их укрепления. Новейшие исследования показали, что архитектор никогда не бывал в Киеве. В предложенный Растрелли проект Свято-Андреевского храма, в связи с незнанием автором киевского рельефа, пришлось вносить изменения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...