10 февраля 2019

Большая история любви (Часть 3)


Из Италии Михаил Александрович привез готовые иконы для Кирилловской церкви. Среди них — «Богоматерь с младенцем», которую назовут потом вершиной творчества молодого Врубеля. В образе Богородицы знакомые безошибочно узнавали черты Эмилии Праховой. А образ младенца-Христа стал великолепным портретом ее маленькой дочери Оли.
Как и когда произошло окончательное объяснение Эмили Львовны с Михаилом Александровичем, мы уже вряд ли узнаем. Душевная боль была велика, он пытался заглушить ее болью физической. Спустя много лет неохотно рассказывавший о своем прошлом Врубель обмолвился своему другу, художнику К. Коровину:
«Я резал себя ножом. Поймете ли Вы? Я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но много чего мешало ей понять меня. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались».
Работы в Кирилловской церкви были закончены в 1885 году, и Врубель уезжает в Одессу, чтобы вскоре снова вернуться в Киев.
Тем временем в Киеве шли подготовительные работы к оформлению нового храма — Собора св. Владимира. Собор был заложен еще в 1862 году, и закончить его строительство планировалось к 900-летию Крещения Руси (1888), но из-за поставок некачественных материалов и ошибок в проектных расчетах строительство, лишь только начавшись, было приостановлено на десять лет. В 1882 году, когда строительство храма, наконец, близилось к завершению, профессор И. Малышевский предложил необычную концепцию его оформления — внутри он должен был иметь вид древнерусского собора, времен эпохи князя Владимира.
Свои услуги по составлению проекта тут же предложил Андриан Прахов, имевший заслуженную репутацию большого знатока искусства Киевской Руси. В 1885 его назначили руководителем строительного комитета и доверили оформление собора. Основным исполнителем росписей стал Виктор Васнецов, который внимательно изучил оригинальные древнерусские мозаики Софийского собора и недавно открытые фрески Кирилловской церкви, над восстановлением которых работал в тот момент Врубель, и самоотверженно взялся за работу.
Сегодня, выйдя из Киевского вокзала, вы обязательно услышите усиленные мегафонами голоса «зазывал», приглашающие на автобусные экскурсии по столице Украины. «Вы посетите жемчужину древнерусской архитектуры — Киевскую Софию… полюбуетесь росписями древней Кирилловской церкви… увидите Владимирский собор… узнаете, почему Врубель не участвовал в росписях этого храма…».
Какой версии придерживаются киевские экскурсоводы, я, к сожалению, не знаю (желание увидеть родной город глазами гостя из окон экскурсионного автобуса пока осталось для меня нереализованным). Но некоторые историки искусства сходятся во мнении, что решающую роль в тот момент сыграло не что иное как напряженность в личных отношениях Врубеля и Адриана Прахова.
 Михаил Александрович знал о планах по оформлению Владимирского собора и мечтал принять участие в этой работе. К моменту окончания работ в Кирилловской церкви у него уже было множество эскизов росписей для собора св. Владимира. Он работал над ними и в Киеве, и в Венеции. Но работы распределяются без него, кроме талантливейших Васнецова и Нестерова, Прахов приглашает польских художников Котарбинского и Сведомского, которые пользовались тогда популярностью у публики и которым, несмотря на постоянно урезавшуюся смету, были выплачены солидные гонорары.
Игнорирование его со стороны Прахова Врубель воспринимает как тяжелое личное оскорбление. Но, вернувшись в Киев из Одессы и немного остыв, он все таки приходит к Прахову и предлагает ему помощь в разработке хотя бы отдельных элементов росписи.
Позже Адриан Викторович, пытаясь объяснить неучастие Врубеля в основных работах по оформлению Владимирского собора, в котором его обвиняли еще при жизни, и сам не скрывал личных причин:
«Я должен был руководить созданием Владимирского собора. Дело это я отдал в руки В. Васнецова… С Врубелем мы тогда не нашли общего языка по исключительно личным причинам. В 1886 я вынужден был снова уехать на Восток для дополнительных исследований и о Врубеле долгое время не имел никаких известий… Лишь в 1887 году, когда работы в соборе уже шли полным ходом, Врубель пришел ко мне и спросил, не возьму ли я его снова с собой работать. Я предложил ему самостоятельно расписать арку напротив входа. Я понимал все своеобразие таланта Врубеля и хотел дать ему такую работу, где бы он был наименее ограничен общим планом и характером росписи».
Врубель брался за любую работу во Владимирском соборе. Ему предложили расписать плафон «5-й день творения мира», и он это сделал, но работа не была принята строительным комитетом, который предварительно утверждал эскиз Сведомского. Причина — выполненная Врубелем работа значительно отличалась по стилистике от эскиза. И работа была перерисована другим художником. Не был принят и эскиз Врубеля «Воскресение Христово». Еще одна задумка — «Сошествие святого духа на апостолов» не была даже воплощена в эскиз, так и оставшись карандашным рисунком — она не вписывалась в общий план росписи собора.
После отказа от работы одного из задействованных в росписях художников Врубелю предоставился шанс выполнить роспись стен одной из лестниц собора, была даже выбрана и тема — «Жизнь князя Владимира-Красное Солнышко», но вскоре стало известно, что в Петербурге строительный комитет при Министерстве внутренних дел значительно сократил смету на окончание внутренней отделки храма. И роспись лестницы будет заменена покрытием простой малярной краской с небольшим добавлением орнаментов. В итоге Врубелю досталось лишь выполнение несколько орнаментов, которые теперь и демонстрируют киевские экскурсоводы гостям города.
Свои первоначальные эскизы для оформления Владимирского собора Михаил Александрович показал Прахову уже только накануне своего отъезда в Москву в 1889 году.
Впереди Врубеля ждали новая любовь и счастливый брак, уже ставшие привычными финансовые трудности и поддержка со стороны друзей и поклонников, резкое неприятие его творчества академической средой и громкая слава, болезнь и… лечебница для душевнобольных.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...