Из Италии Михаил
Александрович привез готовые иконы для Кирилловской церкви. Среди них —
«Богоматерь с младенцем», которую назовут потом вершиной творчества молодого
Врубеля. В образе Богородицы знакомые безошибочно узнавали черты Эмилии
Праховой. А образ младенца-Христа стал великолепным портретом ее маленькой
дочери Оли.
Как и когда произошло
окончательное объяснение Эмили Львовны с Михаилом Александровичем, мы уже вряд
ли узнаем. Душевная боль была велика, он пытался заглушить ее болью физической.
Спустя много лет неохотно рассказывавший о своем прошлом Врубель обмолвился
своему другу, художнику К. Коровину:
«Я резал себя ножом.
Поймете ли Вы? Я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но много чего
мешало ей понять меня. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались».
Работы в Кирилловской
церкви были закончены в 1885 году, и Врубель уезжает в Одессу, чтобы вскоре
снова вернуться в Киев.
Тем временем в Киеве шли
подготовительные работы к оформлению нового храма — Собора св. Владимира.
Собор был заложен еще в 1862 году, и закончить его строительство планировалось
к 900-летию Крещения Руси (1888), но из-за поставок некачественных материалов и
ошибок в проектных расчетах строительство, лишь только начавшись, было
приостановлено на десять лет. В 1882 году, когда строительство храма, наконец,
близилось к завершению, профессор И. Малышевский предложил необычную
концепцию его оформления — внутри он должен был иметь вид древнерусского
собора, времен эпохи князя Владимира.
Свои услуги по
составлению проекта тут же предложил Андриан Прахов, имевший заслуженную
репутацию большого знатока искусства Киевской Руси. В 1885 его назначили
руководителем строительного комитета и доверили оформление собора. Основным
исполнителем росписей стал Виктор Васнецов, который внимательно изучил
оригинальные древнерусские мозаики Софийского собора и недавно открытые фрески
Кирилловской церкви, над восстановлением которых работал в тот момент Врубель,
и самоотверженно взялся за работу.
Сегодня, выйдя из
Киевского вокзала, вы обязательно услышите усиленные мегафонами голоса
«зазывал», приглашающие на автобусные экскурсии по столице Украины. «Вы
посетите жемчужину древнерусской архитектуры — Киевскую Софию… полюбуетесь
росписями древней Кирилловской церкви… увидите Владимирский собор… узнаете,
почему Врубель не участвовал в росписях этого храма…».
Какой версии
придерживаются киевские экскурсоводы, я, к сожалению, не знаю (желание увидеть
родной город глазами гостя из окон экскурсионного автобуса пока осталось для
меня нереализованным). Но некоторые историки искусства сходятся во мнении, что
решающую роль в тот момент сыграло не что иное как напряженность в личных
отношениях Врубеля и Адриана Прахова.
Михаил
Александрович знал о планах по оформлению Владимирского собора и мечтал принять
участие в этой работе. К моменту окончания работ в Кирилловской церкви у него
уже было множество эскизов росписей для собора св. Владимира. Он работал
над ними и в Киеве, и в Венеции. Но работы распределяются без него, кроме
талантливейших Васнецова и Нестерова, Прахов приглашает польских художников
Котарбинского и Сведомского, которые пользовались тогда популярностью у публики
и которым, несмотря на постоянно урезавшуюся смету, были выплачены солидные
гонорары.
Игнорирование его со
стороны Прахова Врубель воспринимает как тяжелое личное оскорбление. Но,
вернувшись в Киев из Одессы и немного остыв, он все таки приходит к Прахову и
предлагает ему помощь в разработке хотя бы отдельных элементов росписи.
Позже Адриан Викторович,
пытаясь объяснить неучастие Врубеля в основных работах по оформлению
Владимирского собора, в котором его обвиняли еще при жизни, и сам не скрывал
личных причин:
«Я должен был руководить
созданием Владимирского собора. Дело это я отдал в руки В. Васнецова… С
Врубелем мы тогда не нашли общего языка по исключительно личным причинам. В
1886 я вынужден был снова уехать на Восток для дополнительных исследований и о
Врубеле долгое время не имел никаких известий… Лишь в 1887 году, когда работы в
соборе уже шли полным ходом, Врубель пришел ко мне и спросил, не возьму ли я
его снова с собой работать. Я предложил ему самостоятельно расписать арку
напротив входа. Я понимал все своеобразие таланта Врубеля и хотел дать ему
такую работу, где бы он был наименее ограничен общим планом и характером
росписи».
Врубель брался за любую
работу во Владимирском соборе. Ему предложили расписать плафон «5-й день
творения мира», и он это сделал, но работа не была принята строительным
комитетом, который предварительно утверждал эскиз Сведомского. Причина —
выполненная Врубелем работа значительно отличалась по стилистике от эскиза. И
работа была перерисована другим художником. Не был принят и эскиз Врубеля «Воскресение
Христово». Еще одна задумка — «Сошествие святого духа на апостолов» не была
даже воплощена в эскиз, так и оставшись карандашным рисунком — она не
вписывалась в общий план росписи собора.
После отказа от работы
одного из задействованных в росписях художников Врубелю предоставился шанс
выполнить роспись стен одной из лестниц собора, была даже выбрана и тема —
«Жизнь князя Владимира-Красное Солнышко», но вскоре стало известно, что в
Петербурге строительный комитет при Министерстве внутренних дел значительно
сократил смету на окончание внутренней отделки храма. И роспись лестницы будет
заменена покрытием простой малярной краской с небольшим добавлением орнаментов.
В итоге Врубелю досталось лишь выполнение несколько орнаментов, которые теперь
и демонстрируют киевские экскурсоводы гостям города.
Свои первоначальные
эскизы для оформления Владимирского собора Михаил Александрович показал Прахову
уже только накануне своего отъезда в Москву в 1889 году.
Впереди Врубеля ждали
новая любовь и счастливый брак, уже ставшие привычными финансовые трудности и
поддержка со стороны друзей и поклонников, резкое неприятие его творчества
академической средой и громкая слава, болезнь и… лечебница для душевнобольных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий