Письмо М. А. Врубеля
сестре,
Киев, ноябрь 1884:
Киев, ноябрь 1884:
«Анюта, дорогая, прости
меня. Я был виноват, когда не писал по месяцам из неумения распорядиться
временем и по лени, когда срок вырос чуть не до полтора года; да и причиною
непростительный эгоизм, постановка головного сумбура впереди настоящих целей
жизни. Один чудесный человек (ах, Аня, какие бывают люди!) сказал мне: «Вы
слишком много думаете о себе; это и вам мешает жить, и огорчает тех, которых вы
думаете, что любите, а на самом деле заслоняете все собой в разных театральных
позах»…Нет, проще да и еще вроде: «любовь должна быть деятельна и
самоотверженна». Все это простое, а для меня до того показалось ново. В эти
полтора года я сделал много ничтожного и негодного и вижу с горечью, сколько
надо работать над собой…
Твой брат Миша.»
Твой брат Миша.»
Врубель влюблен. Ему
хочется дарить Эмили Львовне свои полотна. Эскиз будущего шедевра — «Восточной
сказки» — она отказалась принять, ссылаясь на то, что такие картины достойны
храниться в музее:
«— Когда вы бросаете у
нас ненужные вам, незаконченные наброски или дарите мне какую-нибудь маленькую
работу — я могу ее принять от вас на память, а эта «Восточная сказка» — слишком
серьезная, вполне законченная вещь. Покажите ее Ивану Николычу (И. Н. Терещенко
— киевский меценат, владелец собрания, ставшего основой художественных музеев
Киева), он охотно купит ее для своего собрания.
— Ах, вы не хотите?! —
воскликнул Врубель, тут же порвал акварель на несколько кусков, бросил ее на
пол и ушел, ни с кем не попрощавшись».
Когда спустя несколько
дней он пришел с извинениями, Эмилия Львовна отдала ему конверт с сохраненными
кусками. Позже он использовал некоторые из них, наклеив на бумагу и дописав все
остальное.
Н. А. Прахов:
«У нашей матери были
чудесные глаза темно-василькового цвета и красиво очерченные губы… Сохранился в
семье очень интересный рисунок итальянским карандашом, на котором изображена
полуфигура матери в профиль, склоненная над какой-то работой… Вероятно, мать
оставила работу и ушла из комнаты, а Врубель перевернул этот кусок ватманской
бумаги и набросал, в три четверти поворота головы, то же лицо в другом плане,
как оно ему представлялось подходящим для типа Богородицы.
Так, оттолкнувшись
от вполне реального первого рисунка в профиль, после второго, с намеком на
будущий образ, он создал по памяти третий рисунок, находящийся в
Государственной Третьяковской галерее… На волосах с левой стороны есть мазок
масляной краской, светлой охрой, это Врубель, увидав свой рисунок у нас дома,
сказал:
— Я сейчас перепишу все
лицо масляной краской, — открыл свой ящик с красками и мазнул.
По счастью, мать позвала
всех завтракать. Михаил Александрович пошел вперед, а мы с сестрой решили, что
он только испортит при переписке рисунок, и спрятали его за шкаф. Мы знали уже
по наблюдениям, как он был непостоянен в работе, часто начиная и бросая, если
что-нибудь отвлекало хотя бы на короткое время.
Так было и теперь. Не
найдя на месте рисунка, Врубель не стал спрашивать, куда он исчез, закрыл свой
ящик с красками, простился со всеми и ушел домой.
Последний, четвертый
рабочий рисунок головы Богородицы он нарисовал на полулисте бумаги ватман
«торшон» с обратной стороны прекрасной акварели «Букет цветов». Здесь, на
рисунке, сделанном по памяти, большое портретное сходство с оригиналом, давшим
художнику идею лица Богородицы…»
Адриан Прахов озадачен и
несколько раздражен теми чувствами, которые молодой художник испытывает к его
жене. Он предлагает Врубелю отправиться в Италию — ближе познакомиться с
творчеством старых мастеров, а заодно закончить те самые четыре иконы для
алтаря: «Иисус Христос», «Святой Афанасий», «Святой Кирилл» и «Богоматерь с
младенцем».
Дальше Венеции Михаил
Александрович не поехал. Иконы следовало выполнить на больших цинковых досках —
а они не способствовали путешествиям. Кроме того, он стремился побыстрее
закончить работу и вернуться в Киев.
Письмо М. А. Врубеля
сестре,
Венеция, 26 февраля (10 марта) 1885 года:
Венеция, 26 февраля (10 марта) 1885 года:
«…Вот ты можешь
предположить, что мне, как итальянцу, есть куча о чем писать. И ошибешься. Как
я ожидал, впрочем, так и случилось: как я уже писал папе, перелистываю свою
Венецию (в которой сижу безвыездно, потому что заказ на тяжелых цинковых
досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как
поэтический вымысел. Что нахожу в ней — то интересно только моей палитре.
Словом, жду не дождусь конца моей работы, чтоб вернуться. Материалу и живого
гибель и у нас. А почему особенно хочу вернуться? Это дело душевное и при
свидании летом тебе его объясню. И то я тебе два раза намекнул, а другим и
этого не делал…».
Впрочем, сдержанность
Врубеля — даже в письмах к самому близкому человеку, сестре, — не могла скрыть
его душевной тайны. Та самая палитра, которая жадно впитывала и передавала на
холст и листы впечатления об Италии, тут же свидетельствовала и о чувствах
художника к тому «чудесному человеку», который остался в Киеве. Вероятно, фотографии
Эмилии Львовны, взятые с собой в Венецию, были основным источником вдохновения
для него.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий