Рекламировали себя не только купцы и промышленники. То же происходило в сфере обслуживания, образования, медицины, искусства и так далее. Киевские театры строились по особым проектам. Для того чтобы на месте сгоревшего в 1896 году городского театра (ул. Владимирская, 50) построить новый, был организован всемирный конкурс на лучший проект. Победил академик архитектуры из Петербурга В. Шретер.
Он предложил импозантное здание театра в стиле французского ренессанса на 1630 мест. Вершину полуовального купола украшали изваяния двух грифонов, расположенных по бокам стилизованной лиры (символ творческого вдохновения). Строго по центру фасада главную арку венчал геральдический знак, поддерживаемый музами искусства. В меньших полукруглых арках планировались небольшие бюсты известных композиторов. Проект был принят, и здание построено.
В отношении аллегорических образов в архитектуре Киева можно сказать следующее. Они встречались повсюду, где того требовали обстоятельства. Иногда перспективы городских улиц напоминали аллеи Летнего сада в Петербурге. Скульптуры на карнизах, балконах, у подъездов…
В начале XX века в городе существовала просветительская организация под названием Общественное собрание. Здание, выстроенное для общества (ул. Владимирская, 45), поддерживали атланты и кариатиды. Фасад украшала скульптурная группа в составе двух “думающих” мальчиков, расположившихся под сенью стилизованного Древа Познания. Один мальчик держал в руке горящий факел (Прометеев огонь знаний), другой — жезл, увенчанный фигурой совы (символ мудрости), которая сидела на табличке со словом “SPQR”. Интересно, что этот девиз древних римлян (“Сенат и народ римский”) является и сегодня неотъемлемым элементом герба столицы Италии.
В 1878 году супруга императора Александра III Мария Федоровна основала в Киеве общину сестер милосердия, в благотворительности которой приняла личное участие. Месторасположение богоугодного заведения неоднократно менялось в пределах города, пока, наконец, в 1913 году для его нужд было построено капитальное здание на улице Мариинско-Благовещенской, 75 (ныне — Саксаганского).
Архитектор В. Рыков, используя элементы венецианского ренессанса, спроектировал великолепный трехэтажный дом с территорией сада, окруженного сквозной металлической оградой. А скульптор Ф. Балавенский сделал немало для того, чтобы эта “музыка в камне” зазвучала в унисон всем требованиям рекламы. Во внутрь треугольных фронтонов он поместил монументальные композиции на тему милосердия, а на выступах в центральной части здания установил четыре благообразных статуи, символизирующие Милосердие, Любовь, Медицину и Жизнь.
Среди тысячи торговых вывесок на Крещатике нам уже попадалась рекламная доска аптекаря А. Марцинчика. По ней, конечно, не определишь, насколько богат человек. И поэтому искреннее изумление вызывает тот факт, что гигантское здание, похожее на фрагмент древнегреческого храма (на углу улиц Саксаганского и Коминтерна), возвел на свои личные сбережения этот скромный фармацевт.
Сегодня, к сожалению, схема художественного оформления дома намного упрощена. А в начале века вершину треугольного фронта украшало величественное изваяние античной богини. Рядом размещались скульптурные изображения сов (они существуют поныне). Можно сегодня увидеть и два массивных бюста, установленных на фасаде между коринфскими колоннами (видимо, это образы корифеев медицины Гиппократа и Авиценны). А вот монументальную группу мифологического содержания, расположенную у центрального входа, мы, увы, уже здесь не обнаружим.
До революции над входом в здание красовалась вывеска: “Торговля ЮРОТАТ”. Второе слово расшифровывается так: “Южно-русское общество торговли аптекарскими товарами”. Фирма была организована в 1881 году, и первым ее главой стал А. Марцинчик. На базе торгового общества вскоре был создан завод по изготовлению лекарств, который функционирует и сейчас. Только называется он теперь Киевский завод медицинских препаратов.
Ну а теперь о святая святых киевской каменной рекламы. Этот дом знают все. Расположенный над крутым обрывом он напоминает силуэт средневекового замка и поражает безумной фантазией скульптурных изображений. Здесь — головы слонов и оленей, фигуры рептилий и рыб, львы, орлы, носороги. По углам здания вместо шпилей в небо врезаются хвосты сказочных русалок, закидывающих сети среди гигантских лилий, свисающих с крыш. И все это сделано из цемента. Относительно сооружения столь необычного дома ходило много легенд. Одни говорили, что зодчий создал “морское дно” в честь своей дочери, утонувшей в Днепре (на самом деле такого не было). Другие акцентировали внимание на безудержной страсти хозяина замка к охоте и дальним странствиям.
А ларчик открывался просто. Оказывается, фабрикант Рихтер, обладающий в Киеве неограниченными запасами цемента, заключил с архитектором Городецким в 1902 году джентльменское соглашение. Поскольку цемент в то время был еще новым строительным сырьем и не пользовался спросом, промышленник предложил его зодчему бесплатно, с целью продемонстрировать лучшие качества этого материала. Существует версия, что Городецкий в тот период уже сам являлся совладельцем цементного завода “Фор”.
Как бы там ни было, но монументальная реклама сработала. Товар пошел, купец обогатился. А благодарные киевляне и гости города уже почти сто лет приходят любоваться знаменитым “Домом с химерами” на улицу Банковую, 10.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий