Кирилловская церковь
оказалась в центре внимания общественности в 60-е годы XIX века: под
штукатуркой XVIII в. на ее стенах были обнаружены древнерусские фрески.
Городскими властями было принято решение об их восстановлении, а заодно и
реставрации церкви в целом. Работы начались в 80-х годах, общее руководство
было поручено профессору Адриану Викторовичу Прахову, который, несмотря на
довольно молодой возраст (ему не исполнилось тогда и сорока), был признанным
экспертом в области древнерусского искусства.
Из воспоминаний А. В. Прахова:
«Боясь, что в мое
отсутствие комитет, ведавший денежными средствами (по реставрации Кирилловской
церкви), поручит написать образа какому-нибудь местному художнику-богомазу, я
взял на себя заботу найти в Петербурге талантливого ученика Академии художеств,
который мог бы выполнить в Киеве этот заказ, не выходя за пределы скупо
отпущенных по смете денежных средств. В Питере, приехав осенью читать лекции в
Университете, я не мог сразу заняться этим делом… Наконец собрался и прямо
отправился в Академию художеств к своему старому другу П. П. Чистякову.»
Рассказав об открытии
древних мозаик в Киевской Софии, об обнаруженных им и сохраненных без
реставрации фресках в церкви бывшего Кирилловского монастыря, Адриан Викторович
попросил порекомендовать кого-нибудь из учеников, «кто согласился бы приехать в
Киев и написать за 1200 рублей, со своими материалами, на цинковых досках
четыре образа для одноярусного мраморного иконостаса в византийском стиле».
«Только что кончил, как
кто-то постучал в дверь.
— Войдите! — крикнул П. П. Чистяков.
Дверь мастерской отворилась, и вошел с довольно большой папкой в руках стройный, худощавый молодой человек среднего роста. С лицом не русского типа. Одет он был аккуратно, в студенческую форму, даже со шпагой, которую студенты в то время неохотно носили.
— А вот — на ловца и зверь бежит! Вот тебе и художник! Лучшего, более талантливого и более подходящего для выполнения твоего заказа я никого не могу рекомендовать…».
— Войдите! — крикнул П. П. Чистяков.
Дверь мастерской отворилась, и вошел с довольно большой папкой в руках стройный, худощавый молодой человек среднего роста. С лицом не русского типа. Одет он был аккуратно, в студенческую форму, даже со шпагой, которую студенты в то время неохотно носили.
— А вот — на ловца и зверь бежит! Вот тебе и художник! Лучшего, более талантливого и более подходящего для выполнения твоего заказа я никого не могу рекомендовать…».
Прахов и молодой Врубель,
которому недавно исполнилось 27, быстро пришли к согласию. Весной 1884 года в
киевской квартире Прахова появился «худощавый, русый, застенчивый молодой
человек с тонкими чертами лица…» (Н. А. Прахов). На
сохранившемся до сих пор доме № 6/11 по улице Большой Житомирской есть
мемориальная доска, посвященная художнику.
Там он встретил жену
Адриана Викторовича — Эмилию Львовну, 32-летнюю мать троих детей, одаренную и
хорошо образованную молодую женщину, которая была душой киевского
художественного общества.
Пройдет совсем немного —
и Врубель страстно влюбится в нее, она станет его Прекрасной Дамой, музой и
вдохновительницей, но, отчасти, — и причиной того, что талант Врубеля не будет
реализован в Киеве в той мере, в которой этого хотелось бы и самому художнику,
и многим поколениям киевлян.
Эмилия Львовна не была
классической красавицей, но воспоминания об ее удивительных бездонных глазах и
задорном неспокойном характере оставили многие ее современники.
Почти все вечера Михаил
Александрович проводил в доме у Праховых. Адриан Викторович нашел в нем
единомышленника, прилежного ученика и благодарного слушателя. Они обсуждали
работу по восстановлению фресок и созданию новых росписей в храме,
рассматривали и изучали альбомы византийской живописи, привезенные Праховым из
поездок по Европе.
А с Эмилией Львовной
художник вел долгие беседы на самые разные темы: о музыке, поэзии, новейшей
французской литературе, покорявшей в то время читателей, да и просто о жизни.
Из воспоминаний Николая
Адриановича Прахова:
«Останавливаясь по
пути в Кирилловское у нас на даче, Михаил Александрович брал подвернувшийся под
руку детский альбом для рисования моей старшей сестры и начинал рисовать в нем
или писать акварелью кого-нибудь из членов нашей семьи, чаще всего — маму за
какой-нибудь работой. Обычно он не доводил эти работы до конца. Наметив тонкой
кистью легким коричневым тоном основные контуры рисунка, Михаил Александрович
начинал писать красками с какого-нибудь заинтересовавшего его цветового пятна и
светового эффекта; лицо, как хорошо знакомое, всегда оставлял «на потом» и
оттого редко заканчивал».
Работы у Врубеля
прибавляется — несколько художников, задействованных в реставрации, по разным
причинам отказываются от заказов, и Михаил Александрович охотно их заменяет.
Несмотря на большую
загруженность и увлеченность, с которой Врубель выполняет работу, он со всей
свойственной ему бесшабашностью умудряется вести достаточно «свободный» образ
жизни — вокруг него завязываются мимолетные любовные интрижки, он спускает на
них те небольшие деньги, которые получает за работу, иногда неожиданно и без
предупреждения пропадает куда-то на несколько дней.
Н. А. Прахов:
«С нашей матерью Михаил
Александрович был откровенен, и она, по прямоте своего живого характера и
непосредственности, могла иногда отчитывать его от чистого сердца, не стесняясь
так называемыми «светскими приличиями».
Врубель все больше
привязывается к Эмилии Львовне. Разговоры с нею — радость и откровение для
него.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий