Было и такое, что Сокольский и его послушники увеличивали
свои требования, и тогда возникали недоразумения. Например, хлеба для самого
Иосифа, кроме того что выдавалось на послушников, требовали от 8 до 12 пудов в
месяц, а келарь ограничивал выдачу до 4 пудов. В начале Филиппова поста 1865
года сам Иосиф захотел свежей рыбы, вина и водки, а келарь отказал под тем
предлогом, что рыбу в пост монахам не давали, а вина и водки в складе не
имелось. Иосиф пожаловался митрополиту, а тот потребовал от келаря Лавры
подробных сведений о том — чего именно и сколько отпускал он Иосифу. Келарь
представил подробные сведения за четыре года 1862 — 1865. Кроме обычной
провизии, выдавалось в год: сахару 5—7 пудов, чаю 8—13 фунтов, хлеба 24—75
пудов, солений 5—25 ведер, меду 12—35 ведер, вина 50—80 бутылок.
Иосиф же жаловался, что ему уменьшают выдачу припасов, особенно во время
отъезда митрополита из Киева, и вообще на какие-то притеснения со стороны
лаврского духовенства. «Это можно объяснить, — писал он, — или произволом
некоторых лиц, или тем, что я возбудил чем-нибудь неудовольствие своих
благодетелей. В первом случае это оскорбительно, во втором прискорбно, что это
мне не объявлено. Тогда бы я увидел, что мое пребывание здесь уже тяготит моих
благодетелей, и постарался бы исправить дело, испросив позволение возвратиться
восвояси». В ответ на такое заявление митрополит приказал выдавать Иосифу все
необходимое, и вообще «в удовлетворении всех его нужд, как известно,
немногочисленных и незатейливых, не отказывать…».
После десяти лет такой жизни в положении «болгарского архимандрита» произошли неожиданные изменения. Русское правительство решило использовать его для своих целей. В западных провинциях российского государства, которые были присоединены к России после разделов Польши, долго сохранялись остатки униатства. Царское правительство враждебно относилось к унии и всячески пыталось ее уничтожить. Во время царствования Николая Первого уния была ликвидирована во всех западных провинциях, кроме Холмщины — она была присоединена к Российской империи лишь в 1815 году на основе постановлений Венского конгресса и входила в состав Царства Польского. Все попытки российского правительства ликвидировать унию встречали ожесточенное сопротивление населения и духовенства. Чтобы устранить это препятствие, правительство и приняло решение использовать Иосифа Сокольского, униатского архиепископа, для достижения своих целей. Четыре раза ездил Иосиф в Холмщину (дважды в 1872 году, осенью 1873 года, и в 1874 году). Холмское духовенство торжественно встречало его, он несколько раз служил в местном соборе.
Для «поддержания авторитета преосвященного» правительство выдавало ему довольно крупные суммы (на первую поездку — 2000 рублей, на остальные — по 1000 рублей), а самому Иосифу два раза в виде награды выдано по 1500 рублей, а затем пожалован орден Святой Анны первой степени — «за оказанную важную услугу». Вскоре холмское духовенство обратилось с просьбой о присоединении к православию, а в 1875 году уния в Холмщине была ликвидирована. Иосиф возобновил свои просьбы о возвращении в лоно Православной церкви, снова подал заявление митрополиту. В нем, в частности, писал: «Сделанная мною… ошибка владела моим духом самое короткое время. Я почти тотчас по возращении из Рима стремился возвратиться к родному мне православию». Однако никаких ответов на просьбу Сокольского в архиве не нашлось: видимо, Константинопольский патриарх не изменил своего постановления.
В ожидании прощения Иосиф жил еще три года то в Лавре, то на Болгарском хуторе.
Умер он в 1878 году. Перед кончиной исповедовался и причастился «по чину
Православной церкви». Похоронили его на Преображенском кладбище. Могила
существовала еще в начале минувшего века. Домик Иосифа Лавра сдавала дачникам,
а затем он был разобран и перенесен. Хутор остался, и позднее его стали называть
«болгарскими огородами», но мало кто знал истинное происхождение этого
названия.
После десяти лет такой жизни в положении «болгарского архимандрита» произошли неожиданные изменения. Русское правительство решило использовать его для своих целей. В западных провинциях российского государства, которые были присоединены к России после разделов Польши, долго сохранялись остатки униатства. Царское правительство враждебно относилось к унии и всячески пыталось ее уничтожить. Во время царствования Николая Первого уния была ликвидирована во всех западных провинциях, кроме Холмщины — она была присоединена к Российской империи лишь в 1815 году на основе постановлений Венского конгресса и входила в состав Царства Польского. Все попытки российского правительства ликвидировать унию встречали ожесточенное сопротивление населения и духовенства. Чтобы устранить это препятствие, правительство и приняло решение использовать Иосифа Сокольского, униатского архиепископа, для достижения своих целей. Четыре раза ездил Иосиф в Холмщину (дважды в 1872 году, осенью 1873 года, и в 1874 году). Холмское духовенство торжественно встречало его, он несколько раз служил в местном соборе.
Для «поддержания авторитета преосвященного» правительство выдавало ему довольно крупные суммы (на первую поездку — 2000 рублей, на остальные — по 1000 рублей), а самому Иосифу два раза в виде награды выдано по 1500 рублей, а затем пожалован орден Святой Анны первой степени — «за оказанную важную услугу». Вскоре холмское духовенство обратилось с просьбой о присоединении к православию, а в 1875 году уния в Холмщине была ликвидирована. Иосиф возобновил свои просьбы о возвращении в лоно Православной церкви, снова подал заявление митрополиту. В нем, в частности, писал: «Сделанная мною… ошибка владела моим духом самое короткое время. Я почти тотчас по возращении из Рима стремился возвратиться к родному мне православию». Однако никаких ответов на просьбу Сокольского в архиве не нашлось: видимо, Константинопольский патриарх не изменил своего постановления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий