04 марта 2019

История высших учебных заведений Киева (Часть 1)


Первые университеты в Европе появились в 12-13 столетиях. Обучение всех студентов в 
университете начиналось с изучения основ наук на философском факультете. Всегда считалось, что семь свободных искусств есть фундаментом любых других наук, и ни один человек не может учиться дальше, пока не овладеет основами научных знаний. После окончания философского факультета на выпускном экзамене студентам присуждали первую ученую степень – бакалаврскую. Тем, кто успешно сдавал экзамены, предоставлялось право преподавать в университете или продолжать обучения на других факультетах. Медицинский, юридический и богословский факультеты считались высшими. После их окончания давалась ученая степень доктора или магистра. Но получить эти звания было очень тяжело, ведь для этого требовались не только знание, но и значительные средства. Как правило, из 100 студентов, которые поступали в европейские университеты, до бакалаврской степени добиралось приблизительно 30-35, а магистрами становились не более 5-6 человек…
В Украине на протяжении нескольких веков получить высшее образование практически не представлялось возможным. И лишь с середины 17 века, благодаря стараниям киевского митрополита Петра Могилы, в Киеве появилась первая высшая школа – Киево-Могилянская коллегия.
Киево-Могилянская коллегия (Киево-Могилянская академия, Киевская Духовная академия)
Первое в Украине высшее учебное заведение возникло в 1632 году на базе Лаврской и Братской монастырских школ. Оно имело статус коллегии и размещалось в стенах Киево-Братского монастыря на Подоле. Полный курс образования в ней состоял из восьми классов и продолжался около 12 лет. Число студентов в отдельные годы доходило до двух тысяч человек. Программа обучения в коллегии была построена по европейским образцам. Изучалось очень много языков – латынь, греческий, древнееврейский, немецкий, французский, польский и славяно-русский. Кроме того, в подготовку входило изучение риторики, диалектики, философии, богословия и других учебных дисциплин, что позволяло получить разностороннее светское высшее образование.
«… Как только ударял в Киеве поутру довольно звонкий семинарский колокол, висевший у ворот Братского монастыря, то уже со всего города спешили толпами школьники и бурсаки. Грамматики, риторы, философы и богословы, с тетрадями под мышкой брели в класс… Класс наполнялся вдруг разноголосными жужжаниями: авдиторы выслушивали своих учеников; звонкий дискант грамматика попадал как раз в звон стекла, вставленного в маленькие окна, и стекло отвечало тем же звуком… Авдиторы, слушая урок, смотрели одним глазом под скамью, где из кармана подчиненного бурсака выглядывала булка, или вареник, или сесмена из тыквы…», – так живописал учебный день в Киевской академии Николай Гоголь в бессмертной повести «Вий».
В 1701 году коллегия официально получила статус академии и стала де-юре и де-факто во главе высшего образования в Восточной Европе. Студенты академии представляли собой достаточно колоритное явление в будничной жизни Киево-Подола, вызывая в памяти сравнения со средневековыми вагантами – студентами европейских университетов, которые вели достаточно разгульный образ жизни, воспетый Франсуа Вийоном. Так, в 1701 году священник Иоанн Лукьянов, следуя через Киев в Иерусалим, оставил такие воспоминания о «спудеях-академистах»: «В Киеве школяров очень много да и воруют много; попущение им от митрополита. Когда им кто поднакучит, тогда пришедши ночью да и укокошат хозяина-то; а из двора корову или овцу сволокут; нет на них суда; скаредно сильно; попущено воровать пуще московских солдат; а вечер пришел, то и пошли по избам псалмы петь, да и хлеба просят; дают им всячиною и деньгами, и хлебом, а иные дают убоясь…» Несмотря на явные недостатки в обеспечении бытовой стороны жизни, Академия выпустила из своих стен многих научных и общественных деятелей. Здесь учились Г. Сковорода, М. Ломоносов, Н. Бантыш-Каменский, М. Берлинский, В. Капнист, М. Березовский, Д. Бортнянский и многие другие.
В 1817 году Киевская академия была закрыта, а в ее корпусах с 1819 года разместили Киевскую Духовную академию (КДА).
Долгое время Киевская академия оставалась единственным учебным заведением Киева. Но в начале 19 века в Киеве остро встал вопрос об увеличении количества учебных заведений для полноценного классического образования. В 1809 году была основана Первая мужская гимназия, разместившаяся на Печерске, в Липках, возле Кловского дворца. Программы гимназии имели гуманитарный уклон и были рассчитаны на 8 лет обучения. В 1857 г. гимназия переехала на тогдашний Бибиковский бульвар, № 14 (ныне – бульвар Т. Шевченко, гуманитарный корпус Киевского университета). В память победы императора Александра І над Наполеоном гимназия получила особый статус и именовалась Первой Императорской Александровской. Среди гимназистов можно назвать таких известных деятелей отечественной истории, как писатели М. Булгаков, К. Паустовский, Я. Ивашкевич, академики Е. Тарле, А. Богомолец, певец А. Вертинский, нарком просвещения А. Луначарский и многие другие.
Особым уставом 1811 года Первая гимназия была отнесена к высшим учебным заведениям, что в последующие годы, после основания в Киеве университета, позволяло гимназистам иметь определенные преимущества при поступлении в университет, – собственно говоря, путь выпускников Первой гимназии лежал прямиком в университетские аудитории. Михаил Булгаков, наш знаменитый земляк и выпускник гимназии, так писал об этом: «О восемь лет учения! Сколько в них было нелепого и грустного и отчаянного для мальчишеской души, но сколько было радостного. Серый день, серый день, серый день, ут консекутивум, Кай Юлий Цезарь, кол по космографии и вечная ненависть к астрономии со дня этого кола. Но зато и весна, весна и грохот в залах, гимназистки в зеленых передниках на бульваре, каштаны и май, и главное, вечный маяк впереди – университет, значит, жизнь свободная ,- понимаете ли вы, что значит, университет ?..»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...