17 марта 2019

Почтовая площадь (Часть 2)


Через дорогу от Почтовой площади расположена нижняя станция фуникулера, который связывает Подол с Верхним городом. Это второй фуникулер в Российской империи после одесского. Идея строительства этого «горного лифта» возникла у начальника служб пути Юго-Западной железной дороги Артура Абрагамсона. День рождения киевского фуникулера – 7 мая 1906 года. Он получил имя «Михайловский механический подъем» в честь покровителя Киева, Михайловской горы и Михайловского Златоверхого собора.
Впервые в Киеве именно здесь появились турникеты. Путь был короче нынешнего – соединял верхнюю террасу Владимирской горки и Боричев Ток. Дело в том, что хоть проект и предусматривал длину подъема 250 м, но поскольку не удалось договориться и снести внизу один частный дом, то «трассу» укоротили на 50 м. В 1928 году фуникулер был реконструирован, и линию продолжили еще на 38 м до ул. Сагайдачного – пришедшая на смену «проклятому царизму» советская власть быстро снесла «несговорчивое» строение, расчистив путь фуникулеру.
Старая застройка Почтовой площади сохранялась до 1970-х годов. Ею пожертвовали ради строительства метро и открытия одноименной станции. Единственным старым зданием на площади был дом №1, а накануне 2011-го его снесли – инвестор предпочел увидеть на этом месте офисный центр.
Кстати, застройку и нравы площади описывал писатель-классик Александр Куприн, который начинал свою писательскую деятельность именно в нашем городе над Днепром. Он публиковался в конце XIX века в местных газетах под псевдонимами Заратустра, Теплов, Поспелов, Алеко, А. К., но получал гроши, а однажды вместо гонорара ему даже всучили… женский корсет. Куприн расплатился им с горничной. 
«Я оказался в положении институтки, которую ни с того ни с сего завели бы в дебри лесов и оставили бы без одежды, пищи и компаса. Вдобавок самое тяжелое было то, что у меня не было никаких знаний, ни научных, ни житейских», – писал он о начале своей киевской жизни. Писатель таскался по трущобам, пил и знался с весьма легкомысленными дамами. А потом учил начинающих литераторов: «Идите в народ и слушайте, смотрите, запоминайте!».
Здание речного вокзала относительно молодое – родилось оно в 1957-1961 годах. Архитекторы – Вадим Гопкало (создатель Украинского дома, Центрального ЗАГСа и ресторана «Дубки»), Ладный, Слуцкий и Кантор.
Со стороны Днепра, на фоне зеленого моря легендарных киевских склонов, оно выглядит пришвартовавшимся прекрасным четырехпалубным лайнером, а с площади – этот стройный красавец корабль двухпалубный. Верхние этажи оформлены сплошной колоннадой. В центре возвышается «капитанская рубка», где разместилась аппаратура релейной и телевизионной связи, сигнализации и просмотра фарватера. Венчает башню шпиль с каравеллой-флюгером длиной 1,5 м из оргстекла.
Ее мачты и паруса – из позолоченного дюралюминия. При всей легкости здания, интерьеры с высокими потолками и окнами, декоративными панно, майоликовые контуры с цветной штукатуркой и граффити создают впечатление солидности, монументальности. На первых двух этажах вокзала – кассовый зал, камеры хранения, служебные помещения, на верхних – почта, телеграф, залы ожидания, гостиница, ресторан. Багажное отделение с причалами соединяет тоннель. Одновременно тут могут обслуживаться 550 пассажиров. Вернее, могли. Сейчас Речвокзал пустует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...