Через
дорогу от Почтовой площади расположена нижняя станция фуникулера, который
связывает Подол с Верхним городом. Это второй фуникулер в Российской империи
после одесского. Идея строительства этого «горного лифта» возникла у начальника
служб пути Юго-Западной железной дороги Артура Абрагамсона. День рождения
киевского фуникулера – 7 мая 1906 года. Он получил имя «Михайловский
механический подъем» в честь покровителя Киева, Михайловской горы и
Михайловского Златоверхого собора.
Впервые
в Киеве именно здесь появились турникеты. Путь был короче нынешнего – соединял
верхнюю террасу Владимирской горки и Боричев Ток. Дело в том, что хоть проект и
предусматривал длину подъема 250 м, но поскольку не удалось договориться и
снести внизу один частный дом, то «трассу» укоротили на 50 м. В 1928 году
фуникулер был реконструирован, и линию продолжили еще на 38 м до ул. Сагайдачного
– пришедшая на смену «проклятому царизму» советская власть быстро снесла
«несговорчивое» строение, расчистив путь фуникулеру.
Старая
застройка Почтовой площади сохранялась до 1970-х годов. Ею пожертвовали ради
строительства метро и открытия одноименной станции. Единственным старым зданием
на площади был дом №1, а накануне 2011-го его снесли – инвестор предпочел
увидеть на этом месте офисный центр.
Кстати,
застройку и нравы площади описывал писатель-классик Александр Куприн, который
начинал свою писательскую деятельность именно в нашем городе над Днепром. Он
публиковался в конце XIX века в местных газетах под псевдонимами Заратустра,
Теплов, Поспелов, Алеко, А. К., но получал гроши, а однажды вместо гонорара ему
даже всучили… женский корсет. Куприн расплатился им с горничной.
«Я
оказался в положении институтки, которую ни с того ни с сего завели бы в дебри
лесов и оставили бы без одежды, пищи и компаса. Вдобавок самое тяжелое было то,
что у меня не было никаких знаний, ни научных, ни житейских», – писал он о
начале своей киевской жизни. Писатель таскался по трущобам, пил и знался с
весьма легкомысленными дамами. А потом учил начинающих литераторов: «Идите в
народ и слушайте, смотрите, запоминайте!».
Здание
речного вокзала относительно молодое – родилось оно в 1957-1961 годах.
Архитекторы – Вадим Гопкало (создатель Украинского дома, Центрального ЗАГСа и
ресторана «Дубки»), Ладный, Слуцкий и Кантор.
Со
стороны Днепра, на фоне зеленого моря легендарных киевских склонов, оно
выглядит пришвартовавшимся прекрасным четырехпалубным лайнером, а с площади –
этот стройный красавец корабль двухпалубный. Верхние этажи оформлены сплошной
колоннадой. В центре возвышается «капитанская рубка», где разместилась
аппаратура релейной и телевизионной связи, сигнализации и просмотра фарватера.
Венчает башню шпиль с каравеллой-флюгером длиной 1,5 м из оргстекла.
Ее
мачты и паруса – из позолоченного дюралюминия. При всей легкости здания,
интерьеры с высокими потолками и окнами, декоративными панно, майоликовые
контуры с цветной штукатуркой и граффити создают впечатление солидности,
монументальности. На первых двух этажах вокзала – кассовый зал, камеры
хранения, служебные помещения, на верхних – почта, телеграф, залы ожидания,
гостиница, ресторан. Багажное отделение с причалами соединяет тоннель.
Одновременно тут могут обслуживаться 550 пассажиров. Вернее, могли. Сейчас
Речвокзал пустует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий