16 марта 2019

Почтовая площадь (Часть 1)


Одна из старейших площадей города с XVII века называлась Крещатиком – по наименованию здешнего источника. Сегодняшний простор, станцию метро и легкий пешеходный мостик площадь получила в середине 70-х годов: тогда ее капитально расширили, снеся домики нижней части Боричева спуска.
Эту местность люди облюбовали еще в IV веке, за столетие до появления Киева. Тут древние купцы, направлявшиеся «из варяг в греки», устроили себе перевалочный пункт. Во времена Киевской Руси здесь располагалось одно из восьми торжищ, упоминаемых в летописях, и древние причалы.
А Почтовой площадь стала в 1846 году – после постройки на ней Почтовой станции. Это старейшее сооружение площади – неприметный одноэтажный домик с полосатым столбиком перед крыльцом – все, что нам осталось от некогда важнейшего почтового узла города! Старейший «главпочтамт» также служил вокзалом – специализировался на междугородных перевозках пассажиров на дилижансах. Почтовая станция представляла собой комплекс зданий: сама почта – это и есть сохранившийся дом, а кроме нее – каретные ряды, конюшни, телеграф, гостиница. Станция функционировала до 1919 года. 
В 1982-м, во время масштабной подготовки к празднованию 1500-летия Киева, станцию отреставрировали, вернув ее фасаду вид, запечатленный на ретро-фотокарточках. Тут размещалось Всесоюзное общество филателистов, показывая на своей постоянной выставке не только шедевры «марочного искусства», но и предметы дорожного быта. В 1993 году эта экспозиция уехала в Нежин, где на ее базе открыли музей «Нежинская почтовая станция». 
Еще один старожил площади – мельница Бродского. Чаще всего она стоит, занавешенная рекламным плакатом. На самом деле это лишь один элеватор, входивший в состав «мельницы» – крупнейшего мукомольного предприятия Киева конца XIX – начала XX века. Он единственный сохранился с тех времен.
В 1870 году Израиль Бродский купил в Киеве на Подоле мельницу, которую стали называть его именем. Его сын Лазарь Бродский (сахаропромышленник, «спонсор» строительства синагоги, Бессарабки, Театра оперетты, КПИ, Института электросварки им. Патона) успешно развивал мукомольное производство и в 1888-м построил новый элеватор на Набережно-Крещатицкой улице. В 1906-м этот гигант сгорел. Причем пожар был настолько сильным, что пароходы, стоявшие у причалов, срочно перебазировались к Труханову острову! Элеватор восстановили только через несколько лет, в советское время здание использовалось как зернохранилище и склады, а также книгохранилище парламентской библиотеки. 
Кстати, на этой мельнице трудился грузчиком пламенный революционер Лазарь Каганович, откуда был уволен за организацию акций протеста перед администрацией предприятия. Он жаловался на 12-часовой рабочий день и тяжеленные мешки, которые ему приходилось таскать.
Главная биографическая особенность храма Рождества Христова, созданного по проекту архитектора Меленского, – то, что здесь два дня оплакивали Тараса Шевченко, когда его прах перевозили из Петербурга в Канев в 1861 году. Архиепископ Петр Лебединцев вспоминал отпевание так: «К 4 часам, когда была назначена панихида и вынос из церкви к пароходу, стоявшего у цепного моста, не только церковь, но и двор оказались битком набиты. По Александровской улице, по шоссе, по горах Андреевской и Михайловской, и на горе у Царского сада стояло народа не меньше, чем бывает 15 июля, во время Владимирского крестного хода».
Нынешнее здание церкви построено заново по старым чертежам в 2000-е годы, через 70 лет после расправы над ней большевиков. В годы СССР участь храма была такой же, как и многих других – в 30-е годы он был снесен, не спас его даже Кобзарь… На этом месте церкви были всегда. Предшественница храма появилась тут в 1810 году, сменив сгоревший в подольском пожаре храм Рождества Христова, стоявший с 1643-го, а тот, в свою очередь, занял место одноименной деревянной церкви, воздвигнутой еще во времена Владимира Крестителя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...