Имя
Франца де-Мезера хорошо известно тем, кто интересуется старыми киевскими
фотоснимками. Его фотографическое ателье, основанное в конце 1865 года, много
лет пользовалось доброй славой.
Франц
Казимирович происходил из шляхетского семейства на Волыни; фамилия его была
подправлена на «французский» манер. Он обучался живописи в столичной Академии
художников, потом поселился в Киеве и некоторое время занимал должность
преподавателя рисования в Институте благородных девиц. Но наибольшую
популярность он обрел в «матери городов русских» как фотограф, мастер
качественных снимков. Ателье де-Мезера выполняло многочисленные фотопортреты
различных форматов: маленькие «визитные», несколько побольше «кабинетные» и
совсем большие настенные – вплоть до «портретов-монстр» 80 на 120 см.
Среди произведений мастера были и прекрасные виды старого Киева, сведенные в большие альбомы.
Фотографическое дело, которым занимался в Киеве де-Мезер, могло приносить неплохие прибыли, но в этом бизнесе создалась изрядная конкуренция. Чтобы оттеснить соперников и полвека оставаться среди лидеров, нужны были, помимо художественного и технического мастерства, еще и рекламные ухищрения.
Любой фотоснимок в то время служил маленькой рекламой, потому что мастера обычно наклеивали его на картонку, оборотную сторону которой занимала виньетка со сведениями о фирме. Здесь приводили дату основания фотоателье, изображения медалей с разных выставок и т. п. У де-Мезера не было недостатка в подобных регалиях. Он мог козырнуть и царскими благодарностями, и официальным статусом фотографа Университета Св. Владимира в Киеве, а со временем обзавелся званием «фотографа двора Ее Величества королевы эллинов». Оно было пожаловано ему за успешное выполнение заказов жены греческого короля Георга – напомню, что «королева эллинов» Ольга происходила из Романовых и была племянницей русского царя Александра II.
В
1895 году пресса сообщила о праздновании 30-летнего юбилея фирмы де-Мезера,
подчеркнув, что он остался «последним из могикан» – единственным практикующим
фотографом из тех, кто начинали в Киеве это дело. Но Франц Казимирович не
собирался уходить на покой, и в 1915-м почтенный мастер успел еще отметить
50-летие своей фирмы. Скончался он в глубокой старости в 1922 году.
Вернемся,
однако, к доходному дому, о котором зашла речь. Располагая некоторым достатком,
знаменитый фотограф и его жена Алина Адамовна в 1871 году решили вложить деньги
в крупную недвижимость. Они приобрели участок на Крещатике (№ 41 по тогдашней
нумерации – теперь место перед правым крылом известной «высотки» с бывшим
кинотеатром «Дружба»). В следующем году там началось возведение обширного доходного здания с флигелем в тылу – едва ли не самого крупного в то время доходного комплекса в центре города. Новым для Киева стало весьма пышное оформление главного фасада по мотивам ренессанса и барокко. Известно, что де-Мезеры пригласили строителей-итальянцев: их заказ выполняла фирма Себастьяна Куртоло и Доминико Перинни.
Не забывая о своей профессии фотографа, Франц де-Мезер увековечил ход работ. Снимки, которые он выполнил летом 1872 года, уцелели в архиве. Это, по-видимому, самые старые документальные изображения процесса жилищного строительства в Киеве.
Чтобы собрать необходимую сумму, де-Мезеры одолжили 100 тысяч рублей в одном из киевских банков – Обществе взаимного кредита. Истратив все деньги, они рассчитывали на увеличение кредита – ведь дом был уже почти готов. Однако Общество отказалось пойти им навстречу. Его руководителей смущала новизна вопроса. Уже потом, в конце XIX и начале ХХ столетия, банки охотно кредитовали доходное строительство, поставив это дело на поток. А 140 лет назад Общество взаимного кредита, очевидно, просто побоялось давать деньги должнику, и без того взявшему немалую сумму, – а вдруг проект не окупится? В то же время Общество-кредитор не позволяло должнику закладывать недостроенный дом еще у кого-то.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий