25 марта 2019

На берегах Лыбеди (Часть 1)


Эта часть города получила название Нового Строения, а главной артерией района стала Большая Васильковская улица, выходившая одним концом к бывшей Бессарабской заставе, а другим — на Демиевку.
В 1835 году на Б. Васильковскую с Печерска была перенесена и церковь Св. князя Владимира, возле которой, как самого людного места, постепенно сформировался рынок — Владимирский. Соседство с церковью определило название и площади, изначально предназначенной для проведения ярмарок и базаров. Улице же, поднимавшейся на Печерск, дали составное имя — Владимиро-Лыбедская.
В конце XIX — начале XX века, во время так называемой строительной горячки этот район стал интенсивно застраиваться доходными домами, жить в которых можно было так же комфортно, как и на Крещатике, но в связи с удаленностью от центра города — намного дешевле.
Наиболее величественным сооружением, появившемся на Б. Васильковской в этот период, стал римско-католический костел Св. Николая. В 1896 к губернатору обратились киевские католики с просьбой разрешить постройку в городе еще одного костёла (первый католический костел Святого Александра был построен в Киеве в 1849 году на углу улиц Костёльной и Трехсвятительской). Такая просьба была вполне естественной — ведь по переписи 1897 года в Киеве проживало 35,5 тысячи католиков, они были второй по количеству (после православных) конфессией города. Поэтому городская дума без долгих проволочек бесплатно отвела место под строительство по улице Б. Васильковская, 75.
На проведенном конкурсе победил проект молодого инженера Станислава Воловского, а претворить его в жизнь поручили известному киевскому архитектору Владиславу Городецкому, поляку по происхождению.
Торжественная закладка костёла состоялась 8 августа 1899 года, но возводился он (из-за сложности конструкций и местных грунтовых условий) в течение десяти лет, причем исключительно на частные пожертвования. Здание, построенное в готическом стиле, с высокими стрелообразными башнями, было закончено в декабре 1909-го и предстало перед восхищенными взорами горожан как настоящий художественный шедевр.
Однако при советской власти костел был закрыт. Десятилетиями его помещение использовалось то под архив, то под склад, то еще под что-нибудь.
В 1970 году началась долгосрочная реставрация здания. И на сей раз, как и при возведении, не обошлось без меценатства. Значительную сумму денег на восстановление костела пожертвовала известная польская и украинская писательница Ванда Василевская.
В 1978 году костел переименовали в Республиканский Дом органной и камерной музыки, которым он остается и поныне, хотя недавно в нем возобновились богослужения.
Вообще-то советская власть не только кардинально изменила внутренний уклад дореволюционного города, но и отразилась на его внешнем облике — в нем появилось что-то чужое, суровое, непривычное.
Утверждение новой идеологии проходило под лозунгом «мы наш, мы новый мир построим», поэтому в срочном порядке менялись названия улиц, площадей, вывесок, закрывались и разрушались церкви, храмы, вековые киевские святыни. С 1919 года по-другому стала называться и Большая Васильковская улица, получив «революционное» имя — Красноармейская. А в 1930-х была уничтожена и Владимирская церковь, стоявшая на Печерске с 1766 года и бережно перенесенная на Новое Строение за сто лет до своей гибели.
В эти годы планировалось убрать также Владимирский рынок, ставший неотъемлемой частицей района, одним из его атрибутов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...