26 октября 2019

Алла Тарасова (Часть 1)


Она родилась в Киеве 6 февраля 1898 года, в семье военного врача. Тихая темноволосая девочка благоговела перед Театром. Она даже родилась в один год с МХТ (Московский художественный театр). Еще будучи гимназисткой, в Киеве она чинно ходила с матушкой на гастроли МХТ и с трепетом наблюдала в спектакле “Вишневый сад” игру знаменитого Ивана Москвина. В начале 30-х годов Москвин стал ее мужем, этот брак длился около десяти лет. И именно муж помог второму рождению Тарасовой на сцене, поспособствовав ее возвращению к большим ролям.
После окончания гимназии Тарасова поступила в Школу драматического искусства при МХТ. Уже в 18-летнем возрасте она становится актрисой этого знаменитого театра (никогда не предавая его и до конца жизни оставаясь частью великого МХАТа), а в 1917 г. Станиславский включает Тарасову в “Список членов товарищества 1-й группы МХТ”.
Юная Аллочка, конечно, поначалу играла не на основной сцене МХТ, а в так называемой Второй студии художественного театра, где начинали многие великие актеры. Именно после студийной премьеры пьесы Зинаиды Гиппиус “Зеленое кольцо”, где она блестяще играла Финочку, Тарасова проснулась знаменитой.
Ошеломляющий творческий успех, конечно, радовал юную актрису, которая, как никогда, была близка к воплощению всех своих самых смелых мечтаний. Но слишком суровым было время, слишком жестоким – окружающий ее мир. В Россию пришла революция, война, голод. Тесный мирок театральной богемы рушился на глазах. Жизнь менялась кардинально.
Оказаться в стране победившего пролетариата с таким происхождением и окружением, как у молодой актрисы, было непросто. Первый муж Тарасовой, А. Кузьмин, был белым офицером, вся его родня жила в Праге, а сестра Аллы Константиновны была замужем за братом князя Святополк-Мирского, с которым очень дружила Цветаева.
В 1921 году, когда так называемая “Качаловская группа” из МХАТа, куда входила и Тарасова, возвращалась с зарубежных гастролей на родину, Тарасова осталась (правда, только на время) за границей. Не вернулась она вместе со всеми в 1924 году и из США, осталась в Нью-Йорке; играла в спектаклях, открыла русское кафе, работала в нем официанткой, а ее муж варил кофе. Жизнь была тяжелой и часто безрадостной, но Тарасова не хотела возвращаться в Россию. Она сделала это в конце концов лишь по настоятельному требованию Станиславского, который был для нее непререкаемым авторитетом, почти богом.
Но Тарасова никогда (даже став “первой официальной актрисой страны”) не забывала о том, кем была ее родня и что она сама стала “невозвращенкой”. Не забывали об этом и окружающие. Она приехала в Москву в сентябре 1924 года, и первые годы здесь были очень тяжелыми. До соединения с Москвиным в 1932 году у актрисы было очень мало премьер. Она почти не играла.
Но союз с Москвиным и осознание властями того, что столь блистательная актриса все же вернулась в советскую Россию в конце концов вывели ее в первый ряд русских актеров. В 1937 году Алла Тарасова после блистательной премьеры “Анны Карениной” становится народной артисткой СССР.
Анна была одной из выдающихся работ актрисы. Тарасова играла ее с невероятной страстностью. В ее Анне были красота и благородство, внутренняя сила и женская пленительность. Попасть на спектакль было практически невозможно, зрители простаивали ночами в очередях у театральной кассы.
Массовые сцены были поразительны, их так больше никто не ставил. Гостиная Бетси с темными стенами, огни свеч, блестит серебро самовара и прозрачный фарфор чайного сервиза… Сцены дворца и театра сливались в своеобразный спектакль-роман и становились самостоятельным элементом спектакля. Но “зерно спектакля – это Анна”, — так писал когда-то Немирович-Данченко. Красота — живая, естественная, а рядом красивость – искусственная, выдуманная и убивающая. Алла Тарасова была в этой роли ослепительна – и не только своим драматическим талантом, но и женской красотой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...