ВАРВАРА ХАНЕНКО (1852-1922)
Дочь
крупного сахарозаводчика и прославленного мецената Николы Терещенко стала женой
юриста и предпринимателя Богдана Ханенко – потомка украинских казацких старшин.
Муж увлекался собиранием предметов искусства, и жена неизменно помогала ему.
Супруги Ханенко собрали в киевском особняке на Терещенковской, 15, значительную
коллекцию художественных сокровищ, в которой были богато представлены образцы
как западной, так и восточной культуры.
Богдана
Ханенко не стало в мае 1917 года. Варвара Николаевна разделяла его мечту –
создание в Киеве общедоступного музея искусств. Она сделала все для
осуществления этого замысла. В тяжелейшие годы Гражданской войны вдова сумела
сохранить коллекцию от вывоза и разграбления – и передала ее в распоряжение украинской
академии наук.
При
советском режиме к щедрой дарительнице отнеслись без всякого почтения,
отстранили ее от музейных дел. Умерла она в бедности. На могиле супругов
Ханенко в Выдубицкой обители долгое время стоял скромный крест от верной
горничной Дуняши. Но теперь там установлен достойный памятник, а мы любуемся
произведениями Веласкеса, Перуджино, Рубенса и других великих мастеров в Музее
искусств, носящем имя Богдана и Варвары Ханенко.
МАРИЯ ЗАНЬКОВЕЦКАЯ (1854-1934)
Жизненный
путь Маруси Адасовской (настоящая фамилия знаменитой актрисы) начался в селе
Заньки на Черниговщине, в мелкопоместной дворянской семье. Судьба ее
складывалась вполне заурядно: замужество за офицером, переезды, гарнизонное
общество… Но участие Марии в любительских спектаклях и концертах показало, что
она рождена для сцены. И молодая женщина нашла в себе силы круто изменить линию
своей жизни. Она оставила мужа, приняла сценическую фамилию от названия родного
села – и вошла в историю нашей страны как символ украинской женственности, как
великая драматическая актриса Мария Заньковецкая.
Слава
артистки была поистине легендарной. Петр Чайковский подарил ей букет и ленту с
надписью “Бессмертной от смертного”. Лев Толстой после ее выступления в
спектакле “Наймычка” по пьесе Карпенко-Карого выпросил у Заньковецкой на память
платок, который хранил как реликвию. Велик ее вклад в создание украинского
национального театра, в заложение его лучших традиций.
Последние
годы жизни Мария Константиновна – первая народная артистка Украины – провела в
небольшом доме на окраине Киева, на нынешней Красноармейской, 121. Теперь здесь
открыта мемориальная экспозиция из фотоснимков, афиш, документов, личных вещей
артистки. А в Городском саду, недалеко от Мариинского дворца, установлен
небольшой, но очень выразительный памятник Заньковецкой работы скульптора
Галины Кальченко.
ОКСАНА ПЕТРУСЕНКО (1900-1940)
Дочь
мастерового и кухарки Оксана не посещала ни музыкальных школ, ни консерваторий.
Уже в зрелом возрасте певица поступила в Киевский музыкально-драматический
институт, но проучилась всего год – средства не позволяли. Зато она постоянно
получала уроки актерского мастерства у опытных партнеров – и не только в пении,
но и в искусстве драмы. Достаточно сказать, что Оксану Петрусенко считал своей
любимой ученицей великий украинский артист Панас Саксаганский.
Солистка
набиралась творческого опыта в скитаниях по провинции с передвижными труппами,
в оперных театрах разных городов… Наконец случилось то, что давно должно было
случиться: с 1934 года Оксана Петрусенко пела в Киевской опере. А в 1936-м
настал ее звездный час. В составе театральной труппы певица приехала в Москву
на Декаду украинской литературы и искусства. Рядом с нею были другие
прославленные солистки, однако московские гастроли стали триумфом Оксаны. По всей
стране разнеслась слава о таланте украинской примы, о ее голосе поразительного
диапазона, мощи и чистоты. Киевская публика боготворила ее. Исполненные ею
заглавные партии в таких операх, как “Наталка Полтавка”, “Аида”, “Тоска”,
вызывали поток восторженных отзывов. Казалось бы, перед певицей открылась
просторная дорога признания и славы… но маленький тромб внезапно остановил ее
сердце.
Надгробная
надпись на Байковом кладбище гласит, что здесь похоронена народная артистка
СССР Оксана Петрусенко. Формально это неверно: Оксана Андреевна успела получить
лишь звание народной артистки УССР, присвоенное ей за год до безвременной
кончины. Но, по сути, никакой ошибки нет. Трудно себе представить певицу, более
достойную всенародной славы и наивысшего титула.
ЛЕСЯ УКРАИНКА (1871-1913)
Лариса
Косач-Квитка родилась в интеллигентной семье: ее отец Петр Косач был юристом;
мать, Ольга Драгоманова-Косач (Олена Пчилка), играла видную роль в украинской
литературной и общественной жизни.
С малых
лет Леся приобщилась к поэзии. Но трагической прозой ее судьбы стала тяжелая
болезнь, с которой она была вынуждена бороться вплоть до преждевременной
кончины. Ради преодоления недуга Лесе Украинке приходилось подолгу жить и
лечиться в теплых южных городах. А потом она вновь и вновь приезжала в Киев,
где писала стихотворения, поэмы, драмы, одновременно готовила к печати свои
сборники, трудилась над литературными переводами, журнальными статьями,
рефератами… Здесь она праздновала творческие победы – и подвергалась брутальным
преследованиям со стороны властей.
Как
никому другому, Лесе Украинке удалось соединить традиционную бунтарскую
энергетику украинской поэзии с философской мудростью и нежными лирическими
интонациями. Своим творчеством она убедительно продемонстрировала, что
украинская литература – полноправная и полноценная ветвь литературы европейской
и мировой.
В Киеве
чтят великую поэтессу. В ее честь названы бульвар, площадь, театр, ей посвящены
монументы и памятные доски. Могила Леси Украинки на Байковом кладбище – место
неизменного паломничества поклонников ее музы. А на улице Саксаганского (бывшей
Мариинско-Благовещенской), 97, где Леся когда-то жила в квартире матери, теперь
действует литературно-мемориальный музей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий