16 октября 2019

8 известных киевлянок, которые изменили столицу (Часть 2)


ВАРВАРА ХАНЕНКО (1852-1922)
Дочь крупного сахарозаводчика и прославленного мецената Николы Терещенко стала женой юриста и предпринимателя Богдана Ханенко – потомка украинских казацких старшин. Муж увлекался собиранием предметов искусства, и жена неизменно помогала ему. Супруги Ханенко собрали в киевском особняке на Терещенковской, 15, значительную коллекцию художественных сокровищ, в которой были богато представлены образцы как западной, так и восточной культуры.
Богдана Ханенко не стало в мае 1917 года. Варвара Николаевна разделяла его мечту – создание в Киеве общедоступного музея искусств. Она сделала все для осуществления этого замысла. В тяжелейшие годы Гражданской войны вдова сумела сохранить коллекцию от вывоза и разграбления – и передала ее в распоряжение украинской академии наук.
При советском режиме к щедрой дарительнице отнеслись без всякого почтения, отстранили ее от музейных дел. Умерла она в бедности. На могиле супругов Ханенко в Выдубицкой обители долгое время стоял скромный крест от верной горничной Дуняши. Но теперь там установлен достойный памятник, а мы любуемся произведениями Веласкеса, Перуджино, Рубенса и других великих мастеров в Музее искусств, носящем имя Богдана и Варвары Ханенко.

МАРИЯ ЗАНЬКОВЕЦКАЯ (1854-1934)
Жизненный путь Маруси Адасовской (настоящая фамилия знаменитой актрисы) начался в селе Заньки на Черниговщине, в мелкопоместной дворянской семье. Судьба ее складывалась вполне заурядно: замужество за офицером, переезды, гарнизонное общество… Но участие Марии в любительских спектаклях и концертах показало, что она рождена для сцены. И молодая женщина нашла в себе силы круто изменить линию своей жизни. Она оставила мужа, приняла сценическую фамилию от названия родного села – и вошла в историю нашей страны как символ украинской женственности, как великая драматическая актриса Мария Заньковецкая.
Слава артистки была поистине легендарной. Петр Чайковский подарил ей букет и ленту с надписью “Бессмертной от смертного”. Лев Толстой после ее выступления в спектакле “Наймычка” по пьесе Карпенко-Карого выпросил у Заньковецкой на память платок, который хранил как реликвию. Велик ее вклад в создание украинского национального театра, в заложение его лучших традиций.
Последние годы жизни Мария Константиновна – первая народная артистка Украины – провела в небольшом доме на окраине Киева, на нынешней Красноармейской, 121. Теперь здесь открыта мемориальная экспозиция из фотоснимков, афиш, документов, личных вещей артистки. А в Городском саду, недалеко от Мариинского дворца, установлен небольшой, но очень выразительный памятник Заньковецкой работы скульптора Галины Кальченко.

ОКСАНА ПЕТРУСЕНКО (1900-1940)
Дочь мастерового и кухарки Оксана не посещала ни музыкальных школ, ни консерваторий. Уже в зрелом возрасте певица поступила в Киевский музыкально-драматический институт, но проучилась всего год – средства не позволяли. Зато она постоянно получала уроки актерского мастерства у опытных партнеров – и не только в пении, но и в искусстве драмы. Достаточно сказать, что Оксану Петрусенко считал своей любимой ученицей великий украинский артист Панас Саксаганский.
Солистка набиралась творческого опыта в скитаниях по провинции с передвижными труппами, в оперных театрах разных городов… Наконец случилось то, что давно должно было случиться: с 1934 года Оксана Петрусенко пела в Киевской опере. А в 1936-м настал ее звездный час. В составе театральной труппы певица приехала в Москву на Декаду украинской литературы и искусства. Рядом с нею были другие прославленные солистки, однако московские гастроли стали триумфом Оксаны. По всей стране разнеслась слава о таланте украинской примы, о ее голосе поразительного диапазона, мощи и чистоты. Киевская публика боготворила ее. Исполненные ею заглавные партии в таких операх, как “Наталка Полтавка”, “Аида”, “Тоска”, вызывали поток восторженных отзывов. Казалось бы, перед певицей открылась просторная дорога признания и славы… но маленький тромб внезапно остановил ее сердце.
Надгробная надпись на Байковом кладбище гласит, что здесь похоронена народная артистка СССР Оксана Петрусенко. Формально это неверно: Оксана Андреевна успела получить лишь звание народной артистки УССР, присвоенное ей за год до безвременной кончины. Но, по сути, никакой ошибки нет. Трудно себе представить певицу, более достойную всенародной славы и наивысшего титула.

ЛЕСЯ УКРАИНКА (1871-1913)
Лариса Косач-Квитка родилась в интеллигентной семье: ее отец Петр Косач был юристом; мать, Ольга Драгоманова-Косач (Олена Пчилка), играла видную роль в украинской литературной и общественной жизни.
С малых лет Леся приобщилась к поэзии. Но трагической прозой ее судьбы стала тяжелая болезнь, с которой она была вынуждена бороться вплоть до преждевременной кончины. Ради преодоления недуга Лесе Украинке приходилось подолгу жить и лечиться в теплых южных городах. А потом она вновь и вновь приезжала в Киев, где писала стихотворения, поэмы, драмы, одновременно готовила к печати свои сборники, трудилась над литературными переводами, журнальными статьями, рефератами… Здесь она праздновала творческие победы – и подвергалась брутальным преследованиям со стороны властей.
Как никому другому, Лесе Украинке удалось соединить традиционную бунтарскую энергетику украинской поэзии с философской мудростью и нежными лирическими интонациями. Своим творчеством она убедительно продемонстрировала, что украинская литература – полноправная и полноценная ветвь литературы европейской и мировой.
В Киеве чтят великую поэтессу. В ее честь названы бульвар, площадь, театр, ей посвящены монументы и памятные доски. Могила Леси Украинки на Байковом кладбище – место неизменного паломничества поклонников ее музы. А на улице Саксаганского (бывшей Мариинско-Благовещенской), 97, где Леся когда-то жила в квартире матери, теперь действует литературно-мемориальный музей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...