22 октября 2019

Василий Осьмак (Часть 4)


После установления в Киеве советской власти начинаются притеснения интеллигенции. Одна из форм — «уплотнение» жилья, то есть подселение на «лишнюю» жилплощадь других жильцов, преимущественно пролетарского происхождения. Еще одной из форм морального давления на «бывших» были бесконечные «чистки» и анкетирование с вопросами, унижавшими человеческое достоинство и дававшими анкетируемому понять, что он виноват перед советской властью за свое прошлое, если оно не было не просто рабоче-крестьянским, а пролетарско-бедняцким. Об этом напоминают ежегодные анкеты 20-х годов с язвительными вопросами, на которые должен был отвечать и В. Осьмак. Анкет в его архивном личном деле — семь, а еще — пять жизнеописаний (за 1921— 1926 гг.). Профессор по старой привычке называл их на латыни — сurriculum vitae («течение жизни»).
В личном деле, датированном 25 февраля 1923 года, В. Осьмак писал, что подготовил рукопись «Последовательное развитие больничного зодчества» и просил разрешения на месячную командировку за рубеж «для окончательной подготовки трудов к печати — в Берлин, Лейпциг, Гамбург», на что была нужна валюта — 200 американских долларов.
Зодчему принадлежит инициатива организации в 1926 году при инженерном факультете КПИ коммунального отдела, который в 1930 г. стал самостоятельным учебным заведением — Киевским инженерно-строительным институтом. Теперь это Киевский национальный университет строительства и архитектуры.
16 января 1931 года В. Осьмака арестовали по обвинению в причастности к так называемой промпартии. А спустя несколько дней он уже «признал» себя виновным в принадлежности к… «военной организации, цель которой — захват власти». Судебная тройка при Комиссии ГПУ УССР по статьям 54-6 и 54-11 Уголовного кодекса УССР приговорила В. Осьмака к пяти годам концлагерей. Восьмого марта 1932 года дело пересмотрели, после чего В. Осьмак был досрочно освобожден (остальной срок считался условным).
Одновременно с В. Осьмаком арестовали пять студентов-архитекторов Киевского инженерно-строительного института и, запугав их обвинениями в антисоветской деятельности, сформировали проектную группу. Сидя в ОГПУ на улице Липской, 16, она проектировала надстройку над особняком графини Уваровой, соседний дом, переход к нему на уровне второго этажа, клуб областного управления ГПУ (ныне Театр юного зрителя на Липках), столовую рядом, три жилых дома во дворе — на Липской, 15—17, казарму конвойных войск и клуб «Н-го полка войск ОГПУ им. тов. Реденса» на пересечении нынешних улиц Богомольца и Пылыпа Орлика.
Работали студенты под руководством В. Осьмака. Но он был архитектором старой закалки, влюбленным в классицизм и ампир, а молодежь, исповедуя идеи Ле Корбюзье, все хотела делать в духе кубизма. Поэтому он только задавал планировочную схему, идею, а фасады они делали сами.
После завершения этих проектных и строительных работ, выполненных в 1931—1932 гг., группу отпустили, посоветовав помалкивать о том, как оказались в заключении.
Очередным объектом ГПУ стал стадион «Динамо» — в глубокой ложбине, будто специально созданной природой на нижней террасе бывшего Царского сада. Несмотря на сложный рельеф местности, архитекторы Василий Осьмак и Владимир Беспалый сумели разместить большой спортивный комплекс с минимальными расходами на распланировку и земляные работы. Строительство велось в 1932—1934 годах. Под крутыми склонами удобно вписалась главная спортивная арена — футбольное поле с беговыми дорожками, секторами для прыжков и трибунами на 18 тысяч зрителей. На остальных участках разместили волейбольные и баскетбольные площадки, теннисные корты, зимние павильоны разного назначения, а также ресторан. Всю территорию красиво озеленили и украсили скульптурами на спортивную тематику.
В 1934 году столицей Украины опять стал Киев. Важной проблемой города справедливо считалось водоснабжение: жестокая эпидемия брюшного тифа и холеры в 1908—1909 гг. заставила перейти на использование воды из артезианских скважин. Но население города росло, повышалась культура быта, развивалась промышленность, а потому очень остро встал вопрос количества и качества питьевой воды. Новое место водозабора из Днепра выбрали вблизи Вышгорода. Предполагалось за два-три года возвести большое количество сложных инженерных объектов и водопроводных сетей, что и было сделано.
Архитектура сооружений на Днепровском водопроводе авторства В. Осьмака и К. Журавского решена в стиле рационального конструктивизма с элементами и деталями классицизма, который так любил Василий Александрович.
Требовал реконструкции и древний путь вдоль Днепра — от Подола и Почтовой площади до Цепного и Наводницкого мостов. Это важное в хозяйственном и военно-стратегическом значении шоссе постоянно страдало от весенних паводков и сдвигов надднепровских круч. Мостовую размывали атмосферные осадки, подтачивали грунтовые воды из многочисленных источников. Иногда шоссе становилось совершенно непригодным для движения любого транспорта, приходилось выбирать более длинный и более крутой путь — через Липки и Печерск. Проект реконструкции Набережного шоссе выполнили архитекторы В. Осьмак и В. Беспалый.
Новая гранитная набережная сооружалась в 1935—1938 гг. с расчетом на дальнюю перспективу. До войны успели построить только 1200 метров, после войны монументальную набережную продлили до Подола и до Моста метро. Проект полностью оправдал себя.
К числу последних работ В. Осьмака принадлежат почтамт и наркомат связи на Крещатике, 24—26, построенные в 1938—1941 гг. при участии архитектора Сергея Германовича.
19 сентября 1941 года в столицу Украины, оставленную властью на произвол судьбы без продовольствия, воды и электричества, вошли германские войска. Спустя пять дней началось уничтожение большевистскими агентами Крещатика. Взлетел в воздух и почтамт.
Выживать киевляне должны были как могли. Нечеловеческих испытаний не выдержали тысячи киевлян, среди них — архитекторы Н. Дамиловский, И. Моргилевский, В. Рыков, А. Смык.
Одним из первых — 7 января 1942 года — умер Василий Осьмак. Похоронили его рядом с родителями на Соломенском кладбище, на так называемом Кадетском участке. Не стало и супруги, погиб сын. Следы дочерей потерялись еще до Первой мировой.
Память об одном из лучших архитекторов Киева первой трети ХХ века Василии Александровиче Осьмаке живет в его творениях, в сердцах и душах настоящих киевлян. Единственное, чего не хватает, — почтительного, бережного отношения к городской среде со стороны нынешних застройщиков и их часто анонимных заказчиков.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Парк каменных скульптур им. Шота Руставели

История парка Шота Руставели Парк Шота Руставели появился в Киеве летом 2007 года, а на его открытии присутствовали президенты Украины и Гру...