После установления в Киеве советской власти начинаются притеснения
интеллигенции. Одна из форм — «уплотнение» жилья, то есть подселение на
«лишнюю» жилплощадь других жильцов, преимущественно пролетарского
происхождения. Еще одной из форм морального давления на «бывших» были
бесконечные «чистки» и анкетирование с вопросами, унижавшими человеческое
достоинство и дававшими анкетируемому понять, что он виноват перед советской
властью за свое прошлое, если оно не было не просто рабоче-крестьянским, а
пролетарско-бедняцким. Об этом напоминают ежегодные анкеты 20-х годов с
язвительными вопросами, на которые должен был отвечать и В. Осьмак. Анкет в его
архивном личном деле — семь, а еще — пять жизнеописаний (за 1921— 1926 гг.).
Профессор по старой привычке называл их на латыни — сurriculum vitae («течение
жизни»).
В личном деле, датированном 25 февраля 1923 года, В. Осьмак писал, что
подготовил рукопись «Последовательное развитие больничного зодчества» и просил
разрешения на месячную командировку за рубеж «для окончательной подготовки
трудов к печати — в Берлин, Лейпциг, Гамбург», на что была нужна валюта — 200
американских долларов.
Зодчему принадлежит инициатива организации в 1926 году при инженерном
факультете КПИ коммунального отдела, который в 1930 г. стал самостоятельным
учебным заведением — Киевским инженерно-строительным институтом. Теперь это
Киевский национальный университет строительства и архитектуры.
16 января 1931 года В. Осьмака арестовали по обвинению в причастности к так
называемой промпартии. А спустя несколько дней он уже «признал» себя виновным в
принадлежности к… «военной организации, цель которой — захват власти». Судебная
тройка при Комиссии ГПУ УССР по статьям 54-6 и 54-11 Уголовного кодекса УССР
приговорила В. Осьмака к пяти годам концлагерей. Восьмого марта 1932 года дело
пересмотрели, после чего В. Осьмак был досрочно освобожден (остальной срок
считался условным).
Одновременно с В. Осьмаком арестовали пять студентов-архитекторов Киевского
инженерно-строительного института и, запугав их обвинениями в антисоветской
деятельности, сформировали проектную группу. Сидя в ОГПУ на улице Липской, 16,
она проектировала надстройку над особняком графини Уваровой, соседний дом,
переход к нему на уровне второго этажа, клуб областного управления ГПУ (ныне
Театр юного зрителя на Липках), столовую рядом, три жилых дома во дворе — на
Липской, 15—17, казарму конвойных войск и клуб «Н-го полка войск ОГПУ им. тов.
Реденса» на пересечении нынешних улиц Богомольца и Пылыпа Орлика.
Работали студенты под руководством В. Осьмака. Но он был архитектором
старой закалки, влюбленным в классицизм и ампир, а молодежь, исповедуя идеи Ле
Корбюзье, все хотела делать в духе кубизма. Поэтому он только задавал
планировочную схему, идею, а фасады они делали сами.
После завершения этих проектных и строительных работ, выполненных в
1931—1932 гг., группу отпустили, посоветовав помалкивать о том, как оказались в
заключении.
Очередным объектом ГПУ стал стадион «Динамо» — в глубокой ложбине, будто
специально созданной природой на нижней террасе бывшего Царского сада. Несмотря
на сложный рельеф местности, архитекторы Василий Осьмак и Владимир Беспалый
сумели разместить большой спортивный комплекс с минимальными расходами на
распланировку и земляные работы. Строительство велось в 1932—1934 годах. Под
крутыми склонами удобно вписалась главная спортивная арена — футбольное поле с
беговыми дорожками, секторами для прыжков и трибунами на 18 тысяч зрителей. На
остальных участках разместили волейбольные и баскетбольные площадки, теннисные
корты, зимние павильоны разного назначения, а также ресторан. Всю территорию
красиво озеленили и украсили скульптурами на спортивную тематику.
В 1934 году столицей Украины опять стал Киев. Важной проблемой города
справедливо считалось водоснабжение: жестокая эпидемия брюшного тифа и холеры в
1908—1909 гг. заставила перейти на использование воды из артезианских скважин.
Но население города росло, повышалась культура быта, развивалась
промышленность, а потому очень остро встал вопрос количества и качества питьевой
воды. Новое место водозабора из Днепра выбрали вблизи Вышгорода. Предполагалось
за два-три года возвести большое количество сложных инженерных объектов и
водопроводных сетей, что и было сделано.
Архитектура сооружений на Днепровском водопроводе авторства В. Осьмака и К.
Журавского решена в стиле рационального конструктивизма с элементами и деталями
классицизма, который так любил Василий Александрович.
Требовал реконструкции и древний путь вдоль Днепра — от Подола и Почтовой
площади до Цепного и Наводницкого мостов. Это важное в хозяйственном и
военно-стратегическом значении шоссе постоянно страдало от весенних паводков и
сдвигов надднепровских круч. Мостовую размывали атмосферные осадки, подтачивали
грунтовые воды из многочисленных источников. Иногда шоссе становилось
совершенно непригодным для движения любого транспорта, приходилось выбирать
более длинный и более крутой путь — через Липки и Печерск. Проект реконструкции
Набережного шоссе выполнили архитекторы В. Осьмак и В. Беспалый.
Новая гранитная набережная сооружалась в 1935—1938 гг. с расчетом на
дальнюю перспективу. До войны успели построить только 1200 метров, после войны
монументальную набережную продлили до Подола и до Моста метро. Проект полностью
оправдал себя.
К числу последних работ В. Осьмака принадлежат почтамт и наркомат связи на
Крещатике, 24—26, построенные в 1938—1941 гг. при участии архитектора Сергея
Германовича.
19 сентября 1941 года в столицу Украины, оставленную властью на произвол
судьбы без продовольствия, воды и электричества, вошли германские войска.
Спустя пять дней началось уничтожение большевистскими агентами Крещатика.
Взлетел в воздух и почтамт.
Выживать киевляне должны были как могли. Нечеловеческих испытаний не
выдержали тысячи киевлян, среди них — архитекторы Н. Дамиловский, И. Моргилевский,
В. Рыков, А. Смык.
Одним из первых — 7 января 1942 года — умер Василий Осьмак. Похоронили его рядом с родителями на Соломенском кладбище, на так называемом Кадетском участке. Не стало и супруги, погиб сын. Следы дочерей потерялись еще до Первой мировой.
Одним из первых — 7 января 1942 года — умер Василий Осьмак. Похоронили его рядом с родителями на Соломенском кладбище, на так называемом Кадетском участке. Не стало и супруги, погиб сын. Следы дочерей потерялись еще до Первой мировой.
Память об одном из лучших архитекторов Киева первой трети ХХ века Василии
Александровиче Осьмаке живет в его творениях, в сердцах и душах настоящих
киевлян. Единственное, чего не хватает, — почтительного, бережного отношения к
городской среде со стороны нынешних застройщиков и их часто анонимных
заказчиков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий