Работы по проектированию и строительству Клинического городка
консультировали ведущие специалисты — профессора медицины Университета Св.
Владимира. Это сотрудничество имело продолжение: В. Осьмак выполнил в 1912 г.
проект особняка в стиле неоампир для профессора медицины М. Дитерихса на улице
М. Коцюбинского, 3.
Михаил Дитерихс был известным киевским хирургом, преподавал, имел частную
практику. В сентябре 1911 года консультировал тяжело раненного премьера Петра
Столыпина, когда тот лежал в клинике на Малой Владимирской, 33. Перу хирурга
принадлежит 130 научных трудов, в том числе шесть монографий, посвященных
болезням суставов, военно-полевой хирургии, травматологии, аневризмам, грыжам,
базедовой болезни, легочной хирургии, а также истории медицины. Неоампирный
особняк М. Дитерихса сохранился до наших дней.
Еще летом 1909 года В. Осьмак вместе с директором университетской
библиотеки Вениамином Кордтом ездил в командировку в Германию для знакомства с
новейшими достижениями в библиотечном строительстве. В качестве образца взяли
только что построенную библиотеку Гессенского университета. В сентябре 1910 года
В. Осьмак подал на рассмотрение библиотечной комиссии эскизные проекты фасадов
и внутренней планировки будущего здания. Комиссия неоднократно рассматривала
его проекты, приглашая на заседание известных киевских зодчих и коллег автора:
А. Кобелева, П. Голландского, П. Алешина. Окончательный вариант утверждали в
ноябре 1910 года, но строительство началось только в августе 1913-го, когда
поступили средства, выделенные Министерством народного образования. Уже в
следующем году строительство здания было почти завершено, стены подведены под
крышу. Но началась Первая мировая война, какие-либо контакты с Германией (где
заказывалось оборудование) прекратились, цены на строительные материалы
подскочили настолько, что выделенных средств не хватало. А потом разразилась революция.
В феврале 1919 года была основана Всенародная библиотека Украины при
Всеукраинской академии наук, которой и передали недостроенное сооружение.
Только 2 августа 1926 года коллегия Народного комиссариата образования УССР
постановила достроить библиотечный корпус. Работы возобновились в 1927 году,
завершились в 1929-м, но боковые фасады остались неоштукатуренными до сих пор.
Умело владея элементами декоративной отделки неоампирных фасадов, В. Осьмак
разместил над порталом парадных дверей алебастровую вставку с факелами,
гирляндами и львиным маскароном. В центре просторного, наполненного дневным
светом вестибюля — доска из розового мрамора с вычеканенной римскими цифрами
датой завершения работ: МСМХХХ. С обеих сторон — скульптурные барельефы работы
Владимира Климова. Тема: «сочетание учебы по книжкам и учебы на производстве».
Еще один гипсовый барельеф размещен над лестницей на третий этаж, на нем в
аллегорической форме раскрывается идея всемирного продвижения знаний.
Впоследствии, в 1936—1938 гг., В. Осьмаку удалось блестяще завершить один
из немногих в Киеве архитектурных ансамблей — квартал улицы Владимирской. Он
тактично поддержал замысел Викентия Беретти, продолженный его сыном
Александром, а затем Павлом Алешиным, — украсить одну из главных улиц города
сооружениями представительскими, классическими по назначению и архитектуре.
Поэтому слева и справа старого корпуса университета, благодаря умению и
безукоризненному вкусу зодчего В. Осьмака, появились два одинаковых,
симметрично вынесенных чуть вперед сооружения: публичная библиотека (ул.
Владимирская, 62) и корпус гуманитарных кафедр университета (ул. Владимирская,
58, — в настоящее время университетская библиотека им. М. Максимовича).
Квартал получил завершенное архитектурное лицо, став украшением Киева.
С началом Первой мировой войны В.Осьмак вернулся к преподавательской
деятельности в политехническом институте, с 1 сентября 1917 года стал его
профессором.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий