27 октября 2019

Алла Тарасова (Часть 2)


Она вообще была одной из великих красавиц России всех времен – с сияющими глазами, гордой осанкой, невероятным достоинством. К сожалению, осталось не так уж много документальных свидетельств этого – снимки, несколько фильмов, да пара спектаклей, перенесенных в телеформат. Но даже в старой телеверсии спектакля “Анна Каренина” 1953 года поражает ее красота. При этом внешний облик всех “светских дам” — героинь этой истории – весьма далек от идеалов современных топ-моделей с их ручками-прутиками и совершенно плоской фигурой. Но ведь так оно и было в российской действительности 19-го века: талию-то русские дворянки затягивали в корсет, а остальное-то оставалось соблазнительно пухлым.
Но с “Анной Карениной” на телевидении произошла драматическая история, схожая с историей последних кинофильмов Любови Орловой. Тарасова тогда была уже очень немолода — 55 лет. Снимать спектакли телевидение еще толком не умело, постановочная культура отсутствовала. Когда мхатовцы увидели, что получилось, они пришли в ужас. Это не имело никакого отношения к тому, что шло на сцене, и театр попросил никогда не показывать этих съемок.
Алла Тарасова сыграла в МХАТе великие роли, в основном русскую классику – Островский, Чехов, Толстой. Они не только поддержали славу МХАТа, но и определили новую эпоху. В этом “новом” Художественном театре Тарасовой было уготовано первое место. Ее Татьяна Луговая в горьковских “Врагах” была абсолютным совершенством. В ее независимой манере держать себя была особенная красота прекрасной ироничной женщины, сознающей и свою женскую власть, и свою человеческую беспомощность. Даже неугомонные критики творчества Тарасовой вынуждены были умолкнуть. 
А такие были во все времена. В 30-е годы во время гастролей МХАТа за границей эмигрантские газеты зло писали о Тарасовой: “Любимица Белой гвардии, ставшая любимицей Красной Армии…” Ей не простили многих вещей – то, что премьеру “Анны Карениной” впервые в истории советского государства отметили сообщением ТАСС; то, что спектакль любил Сталин; то, что Тарасова была членом партии и депутатом Верховного Совета нескольких созывов… И только спустя годы стало известно, как ей был чужд сталинский режим, которым она была обласкана.
Нашему поколению хоть какое-то представление о мощи актерского дарования Тарасовой и ее красоте дают немногочисленные фильмы, в которых она снималась. Ее кинодебют состоялся в Германии. Это была Дуня в фильме Роберта Вине “Раскольников” (1923 г.). Но лучшие ее кинороли приходятся на 30-е годы, на расцвет большого советского киностиля. Это прежде всего две Катерины — купеческая жена в “Грозе” Островского и государева жена Екатерина в знаменитой картине “Петр Первый”.
Великолепным оказался и финал недолгой, но запоминающейся кинокарьеры Аллы Тарасовой — роль Кручининой в фильме “Без вины виноватые”. Героиня прошлого века, костюмная роль, но как современно она прозвучала в 1945 году — победном и трагическом. Мать, потерявшая, искавшая и нашедшая сына, — это судьба миллионов русских женщин, только что переживших войну. Про них и для них играла актриса. Фильм “Без вины виноватые” стал тогда лидером кинопроката и еще на долгие годы оставался любимым очень многими поколениями.
Последней ролью Тарасовой в театре была мать Валентины в пьесе Рощина “Валентин и Валентина” в режиссуре Олега Ефремова. Она репетировала еще и Турусину в пьесе “На всякого мудреца довольно простоты”. Однажды у нее на репетиции разболелась голова, работу прервали. Алла Константиновна спустилась в зал, молча постояла в проходе, оглянулась на сцену и ушла.
Она умерла 5 апреля 1973 года, похоронили ее не на Новодевичьем кладбище, как бы положено ей по рангу, а на Введенском — рядом с матерью, которую она боготворила и которая прожила с ней вместе всю жизнь. Словно власть признала напоследок, что великая актриса так и не стала для нее своей…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...