Она вообще была одной из
великих красавиц России всех времен – с сияющими глазами, гордой осанкой,
невероятным достоинством. К сожалению, осталось не так уж много документальных
свидетельств этого – снимки, несколько фильмов, да пара спектаклей,
перенесенных в телеформат. Но даже в старой телеверсии спектакля “Анна
Каренина” 1953 года поражает ее красота. При этом внешний облик всех “светских
дам” — героинь этой истории – весьма далек от идеалов современных топ-моделей с
их ручками-прутиками и совершенно плоской фигурой. Но ведь так оно и было в
российской действительности 19-го века: талию-то русские дворянки затягивали в
корсет, а остальное-то оставалось соблазнительно пухлым.
Но с “Анной Карениной” на
телевидении произошла драматическая история, схожая с историей последних
кинофильмов Любови Орловой. Тарасова тогда была уже очень немолода — 55 лет.
Снимать спектакли телевидение еще толком не умело, постановочная культура
отсутствовала. Когда мхатовцы увидели, что получилось, они пришли в ужас. Это
не имело никакого отношения к тому, что шло на сцене, и театр попросил никогда
не показывать этих съемок.
Алла Тарасова сыграла в
МХАТе великие роли, в основном русскую классику – Островский, Чехов, Толстой.
Они не только поддержали славу МХАТа, но и определили новую эпоху. В этом
“новом” Художественном театре Тарасовой было уготовано первое место. Ее Татьяна
Луговая в горьковских “Врагах” была абсолютным совершенством. В ее независимой
манере держать себя была особенная красота прекрасной ироничной женщины,
сознающей и свою женскую власть, и свою человеческую беспомощность. Даже
неугомонные критики творчества Тарасовой вынуждены были умолкнуть.
А такие были во все времена.
В 30-е годы во время гастролей МХАТа за границей эмигрантские газеты зло писали
о Тарасовой: “Любимица Белой гвардии, ставшая любимицей Красной Армии…” Ей не
простили многих вещей – то, что премьеру “Анны Карениной” впервые в истории
советского государства отметили сообщением ТАСС; то, что спектакль любил
Сталин; то, что Тарасова была членом партии и депутатом Верховного Совета
нескольких созывов… И только спустя годы стало известно, как ей был чужд
сталинский режим, которым она была обласкана.
Нашему поколению хоть
какое-то представление о мощи актерского дарования Тарасовой и ее красоте дают
немногочисленные фильмы, в которых она снималась. Ее кинодебют состоялся в
Германии. Это была Дуня в фильме Роберта Вине “Раскольников” (1923 г.). Но
лучшие ее кинороли приходятся на 30-е годы, на расцвет большого советского
киностиля. Это прежде всего две Катерины — купеческая жена в “Грозе”
Островского и государева жена Екатерина в знаменитой картине “Петр Первый”.
Великолепным оказался и
финал недолгой, но запоминающейся кинокарьеры Аллы Тарасовой — роль Кручининой
в фильме “Без вины виноватые”. Героиня прошлого века, костюмная роль, но как
современно она прозвучала в 1945 году — победном и трагическом. Мать,
потерявшая, искавшая и нашедшая сына, — это судьба миллионов русских женщин,
только что переживших войну. Про них и для них играла актриса. Фильм “Без вины
виноватые” стал тогда лидером кинопроката и еще на долгие годы оставался
любимым очень многими поколениями.
Последней ролью Тарасовой
в театре была мать Валентины в пьесе Рощина “Валентин и Валентина” в режиссуре
Олега Ефремова. Она репетировала еще и Турусину в пьесе “На всякого мудреца
довольно простоты”. Однажды у нее на репетиции разболелась голова, работу
прервали. Алла Константиновна спустилась в зал, молча постояла в проходе,
оглянулась на сцену и ушла.
Она умерла 5 апреля 1973
года, похоронили ее не на Новодевичьем кладбище, как бы положено ей по рангу, а
на Введенском — рядом с матерью, которую она боготворила и которая прожила с
ней вместе всю жизнь. Словно власть признала напоследок, что великая актриса
так и не стала для нее своей…
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий