20 апреля 2019

Николо-Иорданская церковь (Часть 1)


Нужно заметить, что Иорданский храм не был одним из новопостроенных церквей, которые возводились в связи с расширением города. На этом месте молились православные христиане еще до Крещения Руси. . Над храмом на горе Юрковице находилось древнерусское городище Хоревица, а в сторону Кирилловской церкви в пойме реки Почайна – селение Дорогожичи, а склоны Кирилловских высот были усеяны курганными захоронениями.
Историю храма можно условно разделить на три периода: первый – древнерусский период (IX-XIII вв.), второй – монастырский период ( с 1616 по 1787 гг.), третий – приходской период ( с 1787 по 1935 гг.).
О древнерусском периоде истории святой обители повествуют краткие свидетельства летописей и находки археологов. В 1832 году Кондратий Лохвицкий описал развалины древнерусского храма, находящегося в усадьбе купца Марра по улице Кирилловской 53-57, построенного в XI веке. Он считал, что обнаружил фундаменты церкви святого Ильи пророка. По словам исследователя, «строение каменных фундаментов … доказывает самое древнейшее происхождение его: в фундаменте положены огромные нетесаные камни между кирпичами древней работы, тонкими, шириной в шесть, длиной до восьми вершков (т.е. 26,6 х 35,5 см), на цементе, который так связал дикие камни с кирпичами, что трудно ломом отделить». В «цементе» автор отмечает наличие толченого кирпича и угля. В строительном щебне найдены фрагменты фресковой росписи.
По мнению К. Лохвицкого, открытая им церковь, «судя по положению пространного бугра, покрытого землей более сажени», «должна быть обширной», здание, «будучи в полгоры, заплыло землей глинистой с гор, то и остается еще не совсем раскрытое, а потому и плана снять нельзя». Лохвицкий не смог раскопать руины полностью, «как все здание требует большого раскрытия и на то значительных издержек».
Позже большинство историков Киева признавали обнаруженные К. Лохвицким руины за остатки древней церкви Николы Иорданского, связывая с ней «сказание о чуде Святого Николая над половчином», относящееся к XI-XII вв. Церковь Святого Николая Иорданского существовала еще в начале XVII в., как об этом свидетельствует один акт 1614 года. Повторное обследование этих мест Киевской экспедицией АН СССР в 1947 г. подтвердило существование фундаментов древнерусского храма.
В древнерусской истории известны два чудесных события, произошедших в нем: Чудо святого Николая о половчине и Чудо обретения в колодце храма утерянного паломником в реке Иордане серебряного ковша.
Чудо Святого Николая о половчине, сотворившееся в граде Киеве рассказывает, как один благочестивый киевлянин, имевший великую веру и любовь к Святителю Николаю, держал у себя в плену одного половчина, который однажды предложил своему хозяину отпустить его в родную страну, обещав ему привести оттуда, в выкуп за себя, табун лошадей. Киевлянин согласился на это, но с тем, чтобы половчин пошел с ним в церковь Святого Николая и поставил поручиком за себя икону сего Святителя. Неверный половчин сделал это, но, получив свободу, и не думал исполнять своего обещания. Тогда Святитель Николай несколько раз являлся половчину и побуждал его отвести выкуп благочестивому киевлянину, под угрозой страшного наказания, и наконец действительно поразил половчина тяжкой болезнью. Оправившись от болезни, он пригнал с собою в Киев два табуна коней, из коих один отдал благочестивому киевлянину, а другой — на церковь Святого Николая. Это чудо совершилось в разгар половецких набегов на Южную Русь и Киев, в XI-XII вв.
С древней церковью Св. Николая связано еще одно чудо. Киевский паломник, отправившись в Святую Землю, уронил там в воды Иордана свой серебряный ковшик оригинальной работы. Вернувшись в Киев, посещая эту церковь захотел напиться воды. Набирая ведром воду из колодца, он в нем обнаружил свой, утерянный за многие тысячи километров, ковш. Из свершившегося чуда наши предки сделали вывод, что вода в этом колодце, а также источнике питается водами святой реки Иордан, протекая подземным путем от Иерусалима до самого Киева. После такого чудесного события источник, монастырь и расположенный на его территории храм стали называть Иорданскими, а местность, простирающуюся от храма к месту впадения Почайны в Днепр – Иорданской Оболонью.
 К. А. Лохвицкий оставил для нас ценное описание Иорданского ручья, наблюдаемого им в 1832 году. «Сей ручей, — пишет исследователь, — начало берет из ключей железистых, которые приметны по ржавчине железной в источнике родника сих ключей. Вода сего ручья чистая, свежая, и по испытанию полезна для здоровья. Ручей впадает в озеро называемое Иорданское, находящееся на Оболони. Из сего озера Иорданского вытекает речка Почайна и упадает в реку Днепр».
И наконец, учитывая последние исследования историков, можно утверждать, что именно в этой местности находится могила первого киевского князя-христианина Аскольда. В киевоведческой литературе его могилу помещают в районе Печерска, на месте Пустынно-Николаевского монастыря. Однако, статья историка А. П. Толочко «Чи знаємо ми, де знаходилася Аскольдова могила?» позволяет пересмотреть эту традиционную точку зрения. Основные выводы автора: 1) современная топография Аскольдовой могилы Пустынно-Николаевского монастыря является ошибочной; 2) Угорское (место локализации Аскольдовой могилы по летописи) следует искать в северо-восточной части Киева или его северо-восточной окраине. Этой северо-восточной окраиной и есть местность вокруг Иорданской церкви.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...