Нужно заметить, что
Иорданский храм не был одним из новопостроенных церквей, которые возводились в
связи с расширением города. На этом месте молились православные христиане еще
до Крещения Руси. . Над храмом на горе Юрковице находилось древнерусское
городище Хоревица, а в сторону Кирилловской церкви в пойме реки Почайна –
селение Дорогожичи, а склоны Кирилловских высот были усеяны курганными
захоронениями.
Историю храма можно
условно разделить на три периода: первый – древнерусский период (IX-XIII вв.),
второй – монастырский период ( с 1616 по 1787 гг.), третий – приходской период
( с 1787 по 1935 гг.).
О древнерусском периоде
истории святой обители повествуют краткие свидетельства летописей и находки
археологов. В 1832 году Кондратий Лохвицкий описал развалины древнерусского
храма, находящегося в усадьбе купца Марра по улице Кирилловской 53-57,
построенного в XI веке. Он считал, что обнаружил фундаменты церкви святого Ильи
пророка. По словам исследователя, «строение каменных фундаментов … доказывает
самое древнейшее происхождение его: в фундаменте положены огромные нетесаные
камни между кирпичами древней работы, тонкими, шириной в шесть, длиной до
восьми вершков (т.е. 26,6 х 35,5 см), на цементе, который так связал дикие
камни с кирпичами, что трудно ломом отделить». В «цементе» автор отмечает
наличие толченого кирпича и угля. В строительном щебне найдены фрагменты
фресковой росписи.
По мнению К. Лохвицкого,
открытая им церковь, «судя по положению пространного бугра, покрытого землей более
сажени», «должна быть обширной», здание, «будучи в полгоры, заплыло землей
глинистой с гор, то и остается еще не совсем раскрытое, а потому и плана снять
нельзя». Лохвицкий не смог раскопать руины полностью, «как все здание требует
большого раскрытия и на то значительных издержек».
Позже большинство
историков Киева признавали обнаруженные К. Лохвицким руины за остатки древней
церкви Николы Иорданского, связывая с ней «сказание о чуде Святого Николая над
половчином», относящееся к XI-XII вв. Церковь Святого Николая Иорданского
существовала еще в начале XVII в., как об этом свидетельствует один акт 1614
года. Повторное обследование этих мест Киевской экспедицией АН СССР в 1947 г.
подтвердило существование фундаментов древнерусского храма.
В древнерусской истории
известны два чудесных события, произошедших в нем: Чудо святого Николая о
половчине и Чудо обретения в колодце храма утерянного паломником в реке Иордане
серебряного ковша.
Чудо Святого Николая о
половчине, сотворившееся в граде Киеве рассказывает, как один благочестивый
киевлянин, имевший великую веру и любовь к Святителю Николаю, держал у себя в
плену одного половчина, который однажды предложил своему хозяину отпустить его
в родную страну, обещав ему привести оттуда, в выкуп за себя, табун лошадей. Киевлянин
согласился на это, но с тем, чтобы половчин пошел с ним в церковь Святого
Николая и поставил поручиком за себя икону сего Святителя. Неверный половчин
сделал это, но, получив свободу, и не думал исполнять своего обещания. Тогда
Святитель Николай несколько раз являлся половчину и побуждал его отвести выкуп
благочестивому киевлянину, под угрозой страшного наказания, и наконец
действительно поразил половчина тяжкой болезнью. Оправившись от болезни, он
пригнал с собою в Киев два табуна коней, из коих один отдал благочестивому
киевлянину, а другой — на церковь Святого Николая. Это чудо совершилось в
разгар половецких набегов на Южную Русь и Киев, в XI-XII вв.
С древней церковью Св.
Николая связано еще одно чудо. Киевский паломник, отправившись в Святую Землю,
уронил там в воды Иордана свой серебряный ковшик оригинальной работы.
Вернувшись в Киев, посещая эту церковь захотел напиться воды. Набирая ведром
воду из колодца, он в нем обнаружил свой, утерянный за многие тысячи
километров, ковш. Из свершившегося чуда наши предки сделали вывод, что вода в
этом колодце, а также источнике питается водами святой реки Иордан, протекая
подземным путем от Иерусалима до самого Киева. После такого чудесного события
источник, монастырь и расположенный на его территории храм стали называть
Иорданскими, а местность, простирающуюся от храма к месту впадения Почайны в
Днепр – Иорданской Оболонью.
К. А. Лохвицкий
оставил для нас ценное описание Иорданского ручья, наблюдаемого им в 1832 году.
«Сей ручей, — пишет исследователь, — начало берет из ключей железистых, которые
приметны по ржавчине железной в источнике родника сих ключей. Вода сего ручья
чистая, свежая, и по испытанию полезна для здоровья. Ручей впадает в озеро
называемое Иорданское, находящееся на Оболони. Из сего озера Иорданского
вытекает речка Почайна и упадает в реку Днепр».
И наконец, учитывая
последние исследования историков, можно утверждать, что именно в этой местности
находится могила первого киевского князя-христианина Аскольда. В киевоведческой
литературе его могилу помещают в районе Печерска, на месте Пустынно-Николаевского
монастыря. Однако, статья историка А. П. Толочко «Чи знаємо ми, де знаходилася
Аскольдова могила?» позволяет пересмотреть эту традиционную точку зрения.
Основные выводы автора: 1) современная топография Аскольдовой могилы
Пустынно-Николаевского монастыря является ошибочной; 2) Угорское (место
локализации Аскольдовой могилы по летописи) следует искать в северо-восточной
части Киева или его северо-восточной окраине. Этой северо-восточной окраиной и
есть местность вокруг Иорданской церкви.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий