18 апреля 2019

История киевского почтамта


В 1674 году, в Киеве начали принимать письма от населения, а на Подоле возвели специальный почтовый двор с конюшней на 40 лошадей, хозяйственными пристройками, комнатами для кучеров и приезжих, кабинетом для выдачи подорожных (документов, дающих право проезда) и помещением для дежурного контролёра. Однако новая услуга не вызвала восторга у киевлян – главным образом потому, что от них требовали бесплатно предоставлять почтовикам собственных лошадей и фураж. К концу XVII века почтовый двор пришёл в упадок.
В 1725 году императрица Екатерина І распорядилась возродить его, подчинив городскому магистрату, то есть расходы на лошадей и фураж городская казна брала на себя. Спустя полвека, в царствование Екатерины ІІ, Киевская губернская канцелярия и городской магистрат получили (август 1775 года) следующий официальный документ: «Указ Её Императорского величества. Велено здешнему почтамту в городе Киеве для приращения казённого интереса и в удовольствие тамошнего дворянства и купечества в беспрепятственной пересылке их корреспонденций учредить почтовую контору и в оную определить обер-почтмейстером секунд-майора Франца Крулауна. …По получении сего указа… немедленно отвести под Киевскую почтовую контору для почтмейстерского житья такую квартиру, чтоб на одной половине исправляемы были почтовые дела, а на другой жил определённый обер-почтмейстер и для охранения денежной казны и разноски пакетов и писем определить из штатных двух человек солдат…»
Ещё спустя 7 лет Киевская почтовая контора была преобразована в Губернский почтамт, что превратило город в региональную почтовую столицу – отныне корреспонденция со всех губерний Юго-Западного края стекалась в Киев. В 1796 году была утверждена форма киевских почтальонов, включавшая круглый нагрудный знак, кокарду на фуражке и специальную сумку через плечо. Спустя сто лет была введена и присяга – «Клятвенное обещание».
В 1830 году на дверях киевских квартир появились первые почтовые ящики. О том, что когда-нибудь каждая квартира в городе будет иметь собственный почтовый ящик, не мечтали даже самые отчаянные смельчаки…
Первое городское почтовое отделение открылось 1 июня 1840 года на Печерске, второе – 2 декабря 1852 года на Подоле. Киевляне, в XVII веке не желавшие пользоваться почтой, теперь полюбили её настолько, что стали самыми активными в Российской империи отправителями и получателями писем. Даже развитие телеграфа – более быстрого, зато лаконичного средства связи – не смогло остановить желание писать и отправлять длинные и… тяжёлые письма. Представьте, тогда допускалось, чтобы письмо весило не более пяти фунтов – это немногим больше двух килограммов!
Сооружение в 1870 году в Киеве железнодорожного вокзала серьёзно расширило как географию отправлений, так и их количество. Неслучайно газета «Паровоз» 11 апреля 1893 года сообщала о возросших потребностях в почтовых услугах и оповещала о местах расположения почтовых ящиков в Киеве.
В начале ХХ века почта предоставляла практически тот же перечень услуг, что и сегодня, а также выполняла и ряд банковских операций. В 1913 году в Киеве насчитывалось 13 почтово-телеграфных учреждений, в городе было вывешено более 150 почтовых ящиков. Кроме того, прием заказной корреспонденции и продажа почтовых марок осуществлялась в сети аптекарских магазинов хорошо зарекомендовавших себя провизоров – Домбровского, Пославского, Стобровского, Зимнаха, Черняка, Дзенькевича, братьев Трусковских… В штате Киевской почтовой конторы насчитывалось 460 служащих, каждый из которых за год обрабатывал по 100 тысяч отправлений. Корреспонденцию доставляли 138 почтальонов четыре раза в день.
Сто лет назад в обиход киевлян прочно вошла открытка – её тогда называли «открытое письмо». «Открытое письмо, – читаем в «Почтовых правилах» 1902 года, – пишется (и карандашом) на бланках почтового ведомства или на бланках частного изготовления; последние должны быть напечатаны по образцу бланков почтового ведомства… с теми же заглавиями, в том же формате и на прочной бумаге». Находчивые киевляне с удовольствием вырезали из картона «бланки», наклеивали марки и бросали в почтовые ящики, а бланки почтового ведомства игнорировали. Почтовики поняли, что упускают значительную прибыль, поэтому в последующих изданиях «Почтовых правил» уже значилось: «Открытое письмо пишется только на бланковой бумаге!»
Бичом почтальонов была непреодолимая тяга киевлян отправлять друг другу – из Киева в Киев! – громоздкие посылки. Дело в том, что город известен своим сложным рельефом, поэтому многие жители предпочитали за небольшую плату отправить друзьям посылку, нежели тащить её на другой конец Киева лично. Нередко отправитель, сдав посылку в почтовом отделении, ехал в гости к… своему адресату, но – налегке! Можно представить себе, каково приходилось почтальонам, если посылки до шести килограммов считались маловесными, а доставлять порой приходилось сразу несколько таких посылок… Правда, впоследствии вели ограничения: вес посылки не мог превышать 17 кг.
Чёрная форма почтовых служащих не случайно была сродни военной. Все работники связи – от руководителя до рядового почтальона – были военнообязанными, имели воинские звания. Труд почтальонов был малооплачиваемым и тяжёлым. Впрочем, государство всячески способствовало тому, чтобы этот труд считался почётным. Вышедшим на пенсию связистам полагалась достаточная государственная пенсия – её вполне хватало для безбедной жизни.
От киевской почтовой инфраструктуры времён Российской империи осталось лишь здание почтовой станции на Почтовой площади – сооружённое в 1846 г., оно теперь является памятником архитектуры.
Нынешнее здание Почтамта на Крещатике возведено уже после Второй мировой войны – в 1952–1956 годах, ну а мраморная «нулевая отметка» Украины перед портиком Почтамта установлена сравнительно недавно – уже в годы независимости. Правда, первоначально вместо глобуса на колонне находился архангел Михаил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...