История познания
христианства первыми киевскими князями удивительна. В 860 г. россы под
предводительством Аскольда и Дира совершили набег на Царьград. Патриарх Фотий,
положив упование на помощь Пресвятой Девы, с молитвами обносил по стенам
осажденного города чудотворную ризу Богоматери, после чего на море поднялся
шторм, и осаждавшие отступили. Спустя некоторое время пришло в Царьград от
россов, пораженных чудом, посольство и просило о крещении. На Русь были
отправлены епископ и священники для крещения князя и народа. Таким образом,
Аскольд стал христианином. Это было так называемое первое крещение Руси.
Позже князь Олег,
правивший в малолетство Игоря Рюриковича в Новгороде, обманом вызвал Аскольда и
Дира за пределы укрепленного княжеского города в Киеве и убил. Над могилой
князя Аскольда благочестивый горожанин Олма построил церковь в честь Святителя
Николая. Важно заметить, что это была первая известная православная церковь еще
за сто с лишним лет до официального Крещения Руси. И, кстати сказать, во имя как
раз того святого, который стал любимейшим – Николая Чудотворца.
При храме еще в XI в.
организовался женский монастырь, в котором принимала постриг мать преподобного
Феодосия Печерского. Существование монастыря прекратило монголо-татарское
нашествие 1240 г. Во время осады Киева каменный храм был очень сильно был
разрушен и как и другие храмы уже не поднялся из руин, потому что над ним на
возвышенности была крепость защищавшая северные подступы к городу. О
трагических событиях тех лет свидетельствует братская могила 4000 человек,
которую обнаружили при строительстве пивзавода Н. Г. Хрякова по адресу: ул.
Кирилловская (Фрунзе) 43-47. Вторая такая же могила расположена на
Старокиевской горе. за Отечество и веру Пусть Господь Бог упокоит души
безвинных жертв отдавшие жизнь за Отечество и веру православную.
Второй период истории
Иорданского храма – монастырский — начинается c 1616 г. В это время женский
монастырь возрождался при помощи Кирилловского монастыря, игуменом которого был
Василий Красовский. Его стараниями были возвращены земли, захваченные Войтехом
Соколовским, который активно разбирал стены монастыря и храма для постройки
собственного дома. Особый расцвет монастырь получил, когда его ктитором был
Савва Туптало, посвятивший себя и всю семью на служение Богу. Его сын Даниил
принял постриг в Кирилловском монастыре под именем Димитрия. Впоследствии он
был игуменом Кирилловского монастыря и митрополитом Ростовским (известный как
Святитель Димитрий Ростовский), написал бесценный труд «Жития святых». Его мать
Мария и три сестры – в монашестве: Памфилия, Феврония и Параскева приняли
постриг в Иорданском монастыре, в котором поочередно несли послушания игумений.
В их подвиге мы видим пример тому, что богатство, соединенное с благочестием –
великая сила.
В монастыре было два
деревянных храма. Главный храм – в честь Св. Николая Чудотворца. Вторым был
трапезный храм в честь великомученика Дмитрия Солунского». В оном монастыре
монахинь, келейниц, послушниц и служителей 217,-сообщает Василий Новгородцев в
«Географическом описании города Киева»(1784).- Кельи игуменские, и для
монашествующих , деревянные 108. Вокруг сего монастыря ограда с колокольнею,
деревянные». Иорданский монастырь по
количеству монашествующих был самым многочисленным среди женских обителей Киева
(Фроловский монастырь - 184 и Богословский монастырь - 126).
В 1712 г по особому указу
императора Петра I в Иорданскую обитель были переведены монахини
Иоанно-Богословского монастыря, который находился на Старокиевской горе возле
мужского Михайловского золотоверхого монастыря. Позже они заняли местность за
Иорданским монастырем и два монастыря разделяли только ограда и ручей.
Иоанно-Богословский монастырь был основан в 1618 г. митрополитом Иовом Борецким
для своих жены, дочки и племянницы. Трапезная церковь этого монастыря была в
честь Захарии и Елизаветы. В обители проживало более 120 монахинь и насельниц.
В народе монастырь называли Иорданский Богословский монастырь.
В 1787 г впоследствии
секуляризации оба монастыря были упразднены, а монахини переведены в Красногорский
монастырь в Золотоноше Киевской губернии (сейчас – Черкасская область). С этого
времени Иорданский храм становится приходским, а соседний храм в честь Иоанна
Богослова становится военным храмом Киевской артиллерийской команды. Престарелые
монахини жили в келиях Иорданского монастыря до 1808 года.
В 1821 г. Иорданский храм Св. Николая сгорел и церковь Дмитрия Солунского стала приходской церковью и служила ею до 1884 г.
В 1884 г. был построен новый каменный храм, освященный в честь Дмитрия Солунского, однако по традиции его называли Иорданским. Этот храм был крестовидным в основании, с одним закругленным куполом на восьмигранном барабане, с пристроенной с западной стороны трехъярусной шатровой колокольней. Он представлял собой позднее воплощение русско-византийского стиля. При церкви действовала церковно-приходская, духовно окормлялась хирургическая больница Зайцева (ул. Кирилловская, 59-61).
В 1821 г. Иорданский храм Св. Николая сгорел и церковь Дмитрия Солунского стала приходской церковью и служила ею до 1884 г.
В 1884 г. был построен новый каменный храм, освященный в честь Дмитрия Солунского, однако по традиции его называли Иорданским. Этот храм был крестовидным в основании, с одним закругленным куполом на восьмигранном барабане, с пристроенной с западной стороны трехъярусной шатровой колокольней. Он представлял собой позднее воплощение русско-византийского стиля. При церкви действовала церковно-приходская, духовно окормлялась хирургическая больница Зайцева (ул. Кирилловская, 59-61).
С 1917 года со стороны
советской власти начались гонения на Православную Церковь. 3 июля 1926 года
органы НКВД ликвидировали православный приход канонической церкви и передали
строение церкви УАПЦ.
В 1935 году Иорданская
церковь была разобрана и на ее фундаментах построена школа, в которой в годы
Великой Отечественной Войны был фашистский концлагерь для советских военнопленных.
Сегодня здесь административное здание Киевской нотной фабрики.
История сохранила для нас
здание бывшего церковного дома, в котором сейчас располагается межрайонный
Подольско-Оболонский психоневрологический диспансер.
До нашего времени
сохранился также Иорданский источник, окруженный до недавнего времени свалкой.
Молитвами и совместными усилиями православных христиан местность была
расчищена. С 2002 года верующие проводят на нем водосвятные молебны, а 19
декабря 2004 года, в день памяти Святителя Николая, была совершена первая
Литургия в Николо-Иорданском храме, который переживает свое возрождение из
праха уже третий раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий