09 марта 2020

Парламентская библиотека (Часть 1)


Первые неудачные попытки создать в Киеве публичную библиотеку для широких масс предпринимались в начале 30-х годов XIX в. Однако городские власти отложили решение этого вопроса до более благоприятных времен. С развитием капитализма Киев становится центром Юго-Западного края империи. К началу 1860-х годов в городе было 28 учебных заведений, в частности университет, духовная академия, семинария. Хотя при них функционировали библиотеки для преподавателей и студентов, тем не менее не всегда ими можно было воспользоваться. Так, библиотека Киевского университета св. Владимира работала для студентов только в первой половине дня.
Для удовлетворения нужд жителей города в получении информации возникают частные библиотеки при книжных лавках. До учреждения публичной библиотеки наиболее популярными из них были библиотеки Павла Должикова (открыта в 1843 году) и Василия Барщевского (1859 г.).
В 1860-х годах политика царского правительства в области культуры претерпела изменения — был взят курс на тотальную русификацию. Одной из причин этого стало Польское восстание 1863—1864 гг., охватившее не только Польшу, но и Правобережную Украину. В Киеве польское влияние было весьма значительным. Украинское культурное движение также беспокоило власть.
Важную роль в осуществлении русификаторской политики должны были сыграть публичные библиотеки и правительство с этим делом не медлило. В 1864 году Киевский, Подольский и Волынский генерал-губернатор Николай Анненков направил руководству трех губерний циркуляр с указом изыскать средства для создания в губернских городах библиотек исключительно из книг на русском языке. В том же году был принят их устав. В уставе Киевской публичной библиотеки, принятом в новой редакции 1895 года, указывалось: «Приобретение книг и периодических изданий и вообще ведение дел библиотеки должно проходить под контролем правительства в соответствии с целью создания русских публичных библиотек в Юго-Западном крае и в таком направлении, чтобы библиотека могла быть рассадником просвещения в российском духе».
Под помещения библиотеки предводитель киевского дворянства Александр Горват отдал три комнаты в Дворянском собрании, в течение нескольких месяцев удалось собрать необходимую сумму в 5747 рублей, и 19 февраля (по ст. стилю) 1866 года Киевскую городскую публичную библиотеку торжественно открыли. Ее фонд состоял из 667 книг, основой которого стала частная библиотека Василия Барщевского.
Учреждение подчинялось Министерству внутренних дел. Управление осуществлял распорядительный комитет из пяти человек, назначавший библиотекаря и его помощника — таков был ее штат библиотеки. Первым библиотекарем назначили полковника в отставке Александра Кроткова, который не очень добросовестно относился к своим обязанностям: нерегулярно выходил на работу, хамил читателям, отдавал знакомым книги на дом… Полной противоположностью был помощник Степан Ярославский, ставший библиотекарем после смерти Кроткова в 1879 году и немало сделавший для популяризации и развития библиотеки. Пользование библиотекой было платным. Подавляющее большинство читателей — студенты и семинаристы.
Пополнение фондов библиотеки осуществлялось на основании «Алфавитных списков произведений печати, которые не должны допускаться к пользованию в публичных библиотеках и читальнях». Сначала фонды комплектовались преимущественно периодикой и научной литературой, позднее — художественными произведениями. Многие люди дарили книги.
Хотя фонды библиотеки пополнялись, в соответствии с уставом, русскоязычными изданиями, были здесь книги и на других языках, в частности украинском. Библиотека получила первое издание «Енеїди» Ивана Котляревского 1798 года, «Оповідання» Марко Вовчок… Но из цензурных соображений читателям их не выдавали. С 1905—1906 годов, в связи с определенной демократизацией жизни после массовых волнений в империи, издания на украинском языке появлялись в библиотеке чаще, в частности, труды Михаила Грушевского, Ивана Стешенко, произведения Тараса Шевченко. Но к началу 1917 года украинских книг было лишь 200 единиц из более чем 56 тысяч томов всего фонда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...