Свое начало Пустынно-Николаевский (бытовало и название Пустынно-Никольский) монастырь ведет от деревянной церкви, возведенной еще в Х столетии великой равноапостольной княгиней Ольгой во имя святого Николая в предполагаемом месте убийства Аскольда, при крещении получившего имя этого святого. Местность с тех пор и называют в Киеве Аскольдовой могилой… Здесь же первоначально была погребена и сама княгиня. Впоследствии ее прах перенесли в Десятинный храм, восстановленный Петром Могилой на месте уничтоженного татаро-монголами. «Теперь на этой могиле небольшая Николаевская церковь, построенная в 1810 году и приписанная к Николаевскому монастырю», — сообщала в 1912 году Зинаида Шамурина — искусствовед, историк и автор замечательной книги «Киев. Культурные сокровища России».
Примечательно, что каменная церковь на месте разобранной деревянной была построена на средства купца из Воронежа — Самуила Никитича Мещерякова, — которые он пожертвовал «в память супруги своей Александры, умершей в Киеве на богомолье в 1809 году». Храм и престол освятили уже 20 августа следующего года. Внутри этого храма, перестроенного в 1930-е годы архитектором Юрченко под… парковый павильон, имелись дореволюционные надписи светского содержания. Одна из них сообщала, что «Блаженной памяти Государь Император Николай Павлович в 1847 году сентября 10 дня благосоизволил посетить церковь на Аскольдовой могиле и на донесение инженеров произвести сломку церкви, получившей трещину от осунувшегося с одного бока кургана, изволил ответить: «Ничуть падением не грозит: немного нужно поправки, и церковь должна существовать». Над западными дверьми имелась еще одна любопытная надпись: «На сем месте тайно существовала церковь, устроенная христианами от Андрея Первозванного, апостола просвещенных».
Первоначально Пустынно-Николаевский монастырь был женским, там подвизалась в свое время и мать одного из основателей Киево-Печерской обители — преподобного Феодосия, но в 1115 году сын Владимира Мономаха — Мстислав перевел его в разряд мужских.
В 1690-1696 годах рядом с Николаевской церковью развернулось строительство большого каменного храма, средства на возведение которого выделил из своих богатств гетман Иван Мазепа. Грандиозный белокаменный храм в архитектурных формах украинского барокко возвел талантливый зодчий Осип Дмитриевич Старцев.
Известно письмо гетмана, отправленное царям Иоанну и Петру в 1693 году, в котором сообщалось о ходе строительства двух больших соборов в Братском Богоявленском и Пустынно-Николаевском монастырях. Запись о постройке новой каменной церкви Николаевского монастыря сберегалась в архиве канцелярии Пустынно-Николаевского монастыря, где сообщалось, что «Основана сия церковь каменная на винограде Пустынном-Никольском-Киевском (то есть на месте части сада обители.), в честь и память святого великого архиерея и чудотворца Николая при державе пресветлейших и благочестивейших Великих Государей наших Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя Россия Самодержцев и многих государств и земель Восточных и Западных и Северных отчичей и наследников и Государей и Обладателей, за благословением в то время новоизбранного митрополита Киевского, Галицкого и всея Малыя России Варлаама Ясинского, иждивением ктиторским премилостивейшего, ясновельможного Его милости пана Ивана Степановича Мазепы гетмана войска их Царского пресветлого Величества, при игумене тое святое обители Пустынно-Никольской-Киевской при велебном в Богу Отцу Иоасафе Кроковском. И положено суть зде мощи святых в основании том (частицы мощей): святого апостола Филиппа, святого Иоанна Златоустого, святого мученика Евстратия Печерского, святого мученика Никона Печерского, святого Илариона Печерского, святого Моисея Печерского, святого Мардария Печерского.
В лето от создания мира 7198, от Рождества Христова 1690, месяца июня дня 7».
«Фасады, особенно западный, украшены великолепными щитами, полуколоннами, увенчанными капителями, прелестными оконными наличниками. Чарующе красив главный вход с фронтоном, оканчивающимся пятью маленькими главками, весь в лепных прихотливых узорах… Много украшений, богатства и пышности, но во всем чувствуется большой художественный вкус… Трудно представить себе что-нибудь более величественное, своеобразное и красивое, чем этот громадный темноватый храм, где все колонны украшены золочеными орнаментами; на иконах прелестные, в капризных завитках тоже золоченые киоты. Иконостас — огромная ажурная стена, вся сотканная из тончайших узоров — листьев, цветов, виноградных гроздей, словно кто-то развесил между алтарем и церковью громадный кусок золотого кружева. Такие же иконостасы в боковых приделах и на хорах. Свет в соборе падает только сверху, из купола, придавая еще большую красоту золотому кружеву иконостаса и киотов, таинственную и мерцающую», — писала очевидец всей этой роскоши Зинаида Шамурина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий