Выставка достижений
народного хозяйства УССР открыла свою работу в 1958 году, в канун празднования
сорокалетия Компартии Украины. Ее строительство лично поддержал тогдашний
генсек КПСС Никита Хрущев, который всегда выделял Украину из череды прочих
советских «республик-сестер». Перед разработчиками проекта Выставки ставилась
задача раскрыть «в камне» специфику народного хозяйства тогдашней УССР.
Выполняя ее, архитекторы причудливо объединили традиционный художественный
колорит украинских хат с ультрасовременными мотивами новой космической эры.
Страна уверенно вступала в нее, напряженно ожидая будущего гагаринского полета,
а пока чествуя «первопроходцев» – Белку и Стрелку. Неудивительно, что киевская
Выставка представляла собой воплощенный гимн научно-техническому прогрессу –
абсолютно советский по своему содержанию, но выдержанный в национальном духе,
что будет поставлено затем в вину опальному лидеру КПУ Петру Шелесту.
Тогда, в пятьдесят
восьмом, первых посетителей Выставки встречала пятиметровая скульптура Ленина,
изготовленная из органического стекла, и огромная мозаичная карта Украины,
включающая в себя недавно присоединенный Крым. На Выставке можно было узнать о
том, что со стапелей Николаева сошел флагман китобойной флотилии – «Советская
Украина», а в будущем киевском Кибцентре, под руководством академика Глушкова,
разработан один из первых в мире компьютеров. Что на «Криворожстали» вступила в
строй крупнейшая на планете доменная печь, а совсем неподалеку, на проспекте
Науки, заработал первый в Украине атомный реактор Института физики.
Об экспериментальной
сварке Патона и самолетах конструкторского бюро Антонова рассказывали
специальные экспозиции, посмотреть которые выстраивалась очередь посетителей.
Здесь же, на Выставке, можно было опробовать экспериментальные модели грузовика
КрАЗ и легкового автомобиля «Запорожец» – этого трудолюбивого украинского
конька-горбунка. Да что там – тут даже соорудили единственный в мире подземный
макет угольной шахты, выполненный в натуральную величину. Не было видно разве
что одного – строго засекреченных днепропетровских ракет, которые, собственно,
и открывали для нас Космос.
Все это чередовалось с
экспозициями достижений Института свекловодства, вольерами, полными призовых
свиноматок, ульями, гудящими от пчел-рекордсменов (тогда еще вполне аполитичных
насекомых), и даже аквариумом, где плескались откормленные карпы.
Рассказывалось даже о первом чемпионском «дубле» киевского «Динамо», об успехе
параджановского фильма «Тени забытых предков», ставшего призером кинофестиваля
в Мар-дель-Плата, и туристическом визите экс-киевлянина, балетмейстера Сержа
Лифаря. По территории Выставки курсировали специальные развозки – иначе
прибывшие из дальних колхозов гости могли попросту не успеть осмотреть все ее
павильоны.
Сегодня в этом пустом
месте нет и следа его былого процветания. Но если присмотреться, можно
заметить: канувшая в прошлое эпоха на самом деле только затаилась – в
удивительных скульптурах и аппликациях, украшающих павильоны выставочного
центра.
Здесь можно увидеть
бесчисленные колоннады, увитые гипсовым орнаментом с дарами колхозных полей и
угольных шахт. Эти аграрно-производственные мотивы прослеживаются даже в
кованых решетках. А барельефы с изображением выводка поросят или свекольного
корнеплода благополучно соседствуют с шестеренками и молотками на фоне
индустриальных мартенов и терриконов. Особенно примечательна трогательная,
очень человечная фигура молодой девушки, которая держит в руках милую свинку.
Тогда как стоящий рядом крестьянский парень бережно прижимает к груди
крохотного ягненка. В другом уголке Выставки задумчиво стоит пожилой
мичуринец-агроном, в ветхозаветной шляпе, с черенком плодового дерева. А
молодая колхозница взвешивает на руках круглые шары спелых плодов – в то время
как ее соседка держит в руке всего одно яблочко, кокетливо всматриваясь в него,
– будто троянская Елена.
Любители ностальгических
воспоминаний наверняка умилятся закрытому кафе «Морозиво», полностью
сохранившему свой аутентичный вид. Или роскошному фонтану, богато украшенному
подсолнухами и кукурузой. Тема «царицы полей» вообще доминировала в первые годы
существования Выставки, вместе с образом Никиты Хрущева – верховного адепта
кукурузного культа. После смещения генсека ВДНХ УССР закрыли на целых два
месяца, чтобы сменить портреты и подправить цитаты. Например, заменили
«семилетки» на «пятилетки» – в слогане «Семилетки, как весны, неповторимы!». В
таком обновленном виде Выставку осмотрел Йосип Броз Тито, посетивший ее вместе с
Леонидом Брежневым. А еще здесь бывал Сальвадор Альенде, и многие другие
политики эпохи всеобъемлющей «холодной войны».
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий