06 марта 2020

Последствия «строительной горячки» (Часть 1)

Журналист и адвокат, старожил Киева Сергей Ярон в своих «Воспоминаниях старожила», вышедших в 1910 году, писал: «В восьмидесятых годах на Крещатике на каждом шагу встречались маленькие деревянные постройки, в которых теснились мелкие ресторации и пивнушки… Население в восьмидесятые годы увеличивалось невероятными темпами, квартир не хватало, началась лихорадка строительства, стоимость земли сильно возросла. Еще в семидесятые годы можно было заполучить участки на главных улицах за рубль, за два за квадратную сажень (4,5 кв. м.), даже в 1886 году Управление Юго-Западной железной дороги приобрело в лучшей части города (угол Фундуклеевской и Театральной улиц) большой участок земли для строительства собственного здания, уплатив по 25 руб. за кв. сажень, а теперь кв. сажень в этой местности оценивается не ниже 400 рублей».
Итак, толчком к экономическому росту Киева послужили реформы царя Александра Второго Освободителя, который отменил пресловутое унизительное крепостное право и положил начало «свободному труду». «Великая Реформа» — как назвали современники освобождение крестьян — сразу же показала несостоятельность предприятий, использовавших ранее исключительно дармовой труд крепостных. Потребовался коренной перелом, чтобы предприниматели «перестроились», осознав необходимость оплачивать труд наемных рабочих. Сразу же понадобились и огромные суммы денег: на развитие промышленности, создание материальных условий для рабочих и т. п. В то же время богатый в экономическом отношении Юго-Западный край, административным центром которого был Киев, стал быстро развиваться, прежде всего, благодаря деятельности всевозможных акционерных обществ. В первую очередь это коснулось сахарной промышленности. К началу прошлого столетия здесь были сосредоточены две трети сахарных предприятий Российской империи, которые производили свыше 60% всей сахарной продукции страны. Киев стал «сахарной столицей Европы».

В наш город потекли капиталы, возникли банки, вслед за ними пришли купцы и промышленники, множество рабочих и служащих. В Киеве для упорядочения предпринимательской деятельности была организована Биржа, началась массовая выдача кредитов. За счет акционирования тогда-то и возникли Домостроительное общество, Общество городских железных дорог (трамвай), Общество пивоваренных заводов, Завод Южно-Российского общества, производивший оборудование для заводов и фабрик, Акционерное общество пароходства по Днепру и его притокам, газовое и водопроводное общества и т. п. и т. д. Стремительно развивалась железнодорожная сеть, связавшая Киев с центральной Россией и Европой, главными портами страны. И началось…
В 1913 году в Киеве с огромным успехом прошла Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, которую посетили около миллиона человек, москвичи и питерцы были поражены громадным размахом строительства, охватившего весь город. Вот что писал тогда влиятельный петербургский журнал «Зодчий»: «Выросли многоэтажные сооружения гостиниц высотой в 7 и 8 этажей, с роскошными ресторанами на крыше («Прага» на Владимирской улице), пробиты окна магазинов таких громадных размеров, которые не видел еще и Петербург (нынешнее здание Центрального гастронома на углу Крещатика и улицы Богдана Хмельницкого)… За последние десятилетия прошлого столетия художественными строениями Киева признавались только пышные, оформленные башенками, куполами и шатрами, всплошную залепленные орнаментом желто-кирпичные фасады в стиле венского ренессанса… Почти все лучшие кварталы города оказались застроены именно в таком роде».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...